В Уфе изобретен уникальный двигатель для сверхлегкой авиации. Он предназначен для летательных аппаратов массой менее 1000 килограммов (в том числе — беспилотников). Изобретение поможет решить проблему импортозамещения. Подробностями поделился автор проекта Платон Маслов.
— В настоящее время остро стоит проблема создания отечественного авиационного двигателя внутреннего сгорания малой мощности, — рассказывает нашему изданию Платон Маслов. — В России подобные двигатели не производятся — на летательные аппараты ставятся импортные двигатели, в основном австрийские, стоимость которых составляет от 35 тысяч евро. Опять же — если речь идет о военном секторе, импортный двигатель, особенно произведенный на Западе, — это колоссальный риск. Если представить, что будут введены новые санкции или возникнут какие-то конфликты, Россия может остаться вообще без двигателей, и соответственно, без летательных аппаратов.
Как рассказывает инженер, работа над проектом ведется с 2013 года.
— Изначально была сформирована концепция, собрана команда специалистов (в том числе конструкторов, докторов наук, специалистов высокой квалификации). Мы составили техническое задание, проанализировали ситуацию в отрасли. Пообщались с разработчиками летательных аппаратов как вертикального, так и горизонтального взлета, — продолжает Платон Маслов. — После этого началось проектирование. Первый «облик» двигателя был готов уже в 2015 году. Впоследствии конструкция была оптимизирована и проработана. В 2016 году мы выиграли грант по программе «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонда Бортника). Это нас сильно подтолкнуло вперед, позволило провести ключевые испытания топливной аппаратуры. В настоящее время уже ведется изготовление первого прототипа. Далее нужно будет провести испытание, подтвердить все заявленные характеристики, после чего можно переходить к сертификации.
Вес нового двигателя составляет около 75 килограммов, мощность — 120 лошадиных сил. Двигатель будет надежен и относительно дешев в эксплуатации.
Как объясняет Платон Маслов, на сегодня есть два типа двигателя внутреннего сгорания — бензиновые и дизельные. Бензиновые двигатели — небольшого веса, но потребляют много топлива. Дизельные двигатели — имеют большую массу, но при этом очень экономичны (потребляют мало). Уфимским инженерам удалось в своем изобретении совместить небольшой вес, как у бензиновых двигателей, и высокую экономичность, как у дизельных двигателей.
Как рассказывает Платон Маслов, в самой схеме нет ничего принципиально нового, это обычный двигатель внутреннего сгорания. Ключевая особенность (ноу-хау) — уникальная топливная система. Она-то и позволяет использовать авиационный керосин в качестве основного вида топлива (при том, что удельная масса двигателя остается на уровне современных бензиновых двигателей).
На сегодня технологией заинтересовались американские, китайские, и, конечно же, российские компании.
— Но передавать за границу свое ноу-хау мы не планируем. В частности, производители китайских беспилотников хотели полностью выкупить нашу технологию. Но мы от такого предложения отказались. Свой проект мы планируем развивать именно в России, — говорит собеседник «Электрогазеты».
Есть ли аналоги? По словам Платона Маслова, похожие технологии существуют, но их экономичность и удельная мощность уступают нашему двигателю.
Разработчики уверены — их проект непременно будет коммерциализирован уже в ближайшее время. Сейчас все усилия инженеров направлены на создание реального, востребованного продукта. Потенциальные потребители новации — все производители летательных аппаратов.
Проект Платона Маслова по созданию двигателя для сверхлегкой авиации участвует в федеральном акселераторе технологических проектов и стартапов GenerationS (трек «Dual Technologies»), а кроме того, команде проекта одобрили заявку на статус участника «Сколково».
Читайте также
Последние новости