Следующая новость
Предыдущая новость

Европа не сможет заместить потерянный экспорт нефтепродуктов из России

25.01.2022 16:07

Любые санкции США, направленные против энергетического сектора России в случае ее нападения на Украину, которое Москва категорически опровергает, неминуемо окажут существенное негативное воздействие на европейский рынок нефтепродуктов. Вашингтон угрожает ввести беспрецедентные финансовые санкции против России, и, если удастся достичь соглашения с Европейскими союзниками, нанести сокрушительный удар по российскому экспорту нефти и газа.

Россия поставляет по морю 50-60 процентов из 4-6 миллионов тонн в месяц европейского импорта дизельного топлива и других видов газойля. Следующими двумя крупнейшими поставщиками являются Саудовская Аравия и Индия, на долю которых приходится соответственно 10-20 и 5-15 процентов. В самом худшем случае, если будет введено полное эмбарго на российский экспорт, Европе потребуется втрое увеличить импорт из этих двух стран, чтобы компенсировать дефицит топлива.

По данным аналитической компании Vortexa, в 2021 году из российских портов в Западную Европу было отправлено 5 миллионов тонн вакуумного газойля. В настоящее время Россия является единственным крупным поставщиком этого нефтепродукта в Европу, и нефтеперерабатывающим предприятиям будет очень трудно заменить эти поставки, что, в свою очередь, осложнит им покрытие дефицита дизельного топлива за счет более интенсивного использования установок гидрокрекинга.

Саудовская Аравия – второй крупнейший поставщик вакуумного газойля в Европу. В прошлом году объем экспорта составил 1,72 миллиона тонн, но саудовские поставки, по всей вероятности, сократятся, поскольку на новом нефтеперерабатывающем заводе в Джизане, пропускная способность которого составляет 400 тысяч баррелей в сутки, вводятся в эксплуатацию дополнительные вторичные установки. А между тем, закрытие более простых НПЗ в Европе в течение двух последних лет привело к сокращению регионального производства этого продукта. В европейских портах в 2021 году было погружено менее 1 миллиона тонн вакуумного газойля, что составляет менее 20 процентов по сравнению с объемом экспорта в 2019 году.

Кроме того, Россия является крупнейшим поставщиком остаточного мазута в Европу. По данным компании Vortexa, около 9 миллионов тонн, или 41 процент, мазута, поступившего в прошлом году на торговый и перерабатывающий центр Амстердам-Роттердам-Антверпен (ARA), прибыли из российских портов в Балтийском море. В отчете компании говорится, что морские поставки мазута с высоким содержанием серы, большая часть которого имеет российское происхождение, в Азию, Африку, Северную Америку и на Ближний Восток, составили в прошлом году примерно 3,0-3,5 миллиона тонн.

Способность европейских нефтеперерабатывающих предприятий производить высокосернистый мазут может быть существенно ограничена в случае прекращения поставок российской нефти марки Urals с высоким содержанием серы. Дефицит мазута может привести к тому, что европейские переработчики не смогут увеличить производство дизельного топлива с использованием установок коксования. Многие из них в последние годы постоянно наращивают закупки российского мазута в качестве сырья для коксования.

Любое затруднение поставок российской нафты (лигроина) в северо-западную Европу создаст серьезные проблемы, как для производителей бензина, так и нефтехимических компаний. Российский порт Усть-Луга на Балтийском море – крупнейший источник поставок нафты для потребителей в северо-западной Европе. По данным Vortexa, в 2021 году на его долю приходилось около трети поставок нафты в этот регион, или около 500 тысяч тонн в месяц.

Европейские переработчики могли бы попытаться компенсировать любое сокращение поставок нефтепродуктов из России за счет увеличения объемов производства нефтеперерабатывающих заводов. Например, если бы им пришлось замещать прерванные поставки дизельного топлива, европейским НПЗ пришлось бы увеличить объем переработки примерно на 10 процентных пунктов, доведя его до 90 процентов от общей мощности, составляющей 15-16 миллионов баррелей в сутки, что является самым высоким показателем загрузки в текущем столетии.

Однако увеличение объемов переработки было бы невозможным в случае прекращения поставок российской нефти. А в связи с продолжающимся закрытием нефтеперерабатывающих предприятий по всей Европе и регулярными приостановками их работы для технического обслуживания, ограничивающими пропускную способность, можно сказать, что они практически не в состоянии компенсировать любой дефицит поставок нефтепродуктов из России.

Источник

Последние новости