Ежегодно в Туймазинский район приезжают трудиться около пяти тысяч иностранцев. У 40-летнего Шахзода, возводившего постройку соседа, я спросил, как к нему относятся туймазинцы?
— Здесь лучше, чем дома, если сам хорошо поступаешь. У вас трудолюбивый народ, много работы и нужны люди. Если официально берёшь патент, платишь налоги, тебя никто не трогает. «Ты — чужой, чёрный» — не слышал про себя ни разу. У нас в Амударьинской области (Узбекистан) страшное взяточничество. Многие дети русский учат, мои сыновья — тоже. Работают в Башкортостане. Скоро пройдут тестирование по русскому языку для получения вида на жительство, а затем — российского гражданства, — рассказал мне мужчина.
У второго приезжего сын поступил в УГНТУ и собирается жениться на башкирке, невзирая на отсутствие гражданства. Иностранцы все глубже «врастают корнями» в Башкирию.
Немало гостей из ближнего зарубежья стремятся связать свою жизнь с якобы «плохой» и «отсталой» Башкирией. Причём легально. Но находятся те, кто всех «понаехавших тут» причёсывает под одну злую гребёнку. В то же время, растёт интернациональный космополитизм с сохранением национальной идентичности. Проявляется негласный, провинциальный, дружественный социальный контракт, после которого становится просто неприлично клеймить или как-то дискриминировать приезжих. В Туймазах, к примеру, многие армяне, узбеки, азербайджанцы давно стали своими в доску. Руководят хозяйствами, арендуют гектары теплиц, платят налоги по патенту, создают рабочие места. Многие перевезли сюда семьи. Общался с ними, и знаете, многие ведут себя лучше, чем местные, уступают место в автобусах. Гораздо более ответственны, трудолюбивы, помогают сельсоветам обустраивать инфраструктуру, хотя ничем не обязаны им. В Навруз накрывают дастархан и стараются впихнуть в местных как можно больше баранины. 20-летние узбеки, киргизы, кавказцы учат русский и ходят в мечети с татарами, башкирами и чувашами. Что интересно, они не поддаются русофобской пропаганде. Порой уважают Россию больше некоторых русских.
В провинциальном плавильном котле Башкирии давно поняли, что нет плохих национальностей, бывают плохие люди, представляющие какой-то один народ. В Башкирии нет «национального вопроса». Есть только споры о нём и невидимая черта, которую переступать нельзя. Малейший шаг в сторону, и начинается наигрязнейшее изощренное политиканство. Но не в нем дело. Немало юных армян, таджиков, узбеков, азербайджанцев учатся в наших школах. У них много друзей-россиян, что заметно по социальным сетям. Эти ребята уже стали частью Башкирии, России, хотим мы этого или нет.
Когда в Москве кавказцы устраивают пальбу на свадьбах, первыми на них набрасываются другие кавказцы-москвичи. Они увидели недопустимое противопоставление: мол, мы такие крутые, горячие. Это — тоже толерантность, но в другом проявлении.
К сожалению, мы не застрахованы и от местечкового национального чванства. Начинаются какие-то непонятные суды о «малости» или «великости» народности. А потом опять идет перекос, когда здоровое сообщество начинает судить о ЦЕЛОМ по одной его ЧАСТИ. Из-за пяти-шести кликуш мое мнение в целом о народе никогда не изменится.
Помните целый пласт анекдотов про жадных габровцев (Болгария)? Наши туристы говорят, что многие из них хлебосольны, порой, не в меру. Потому, что болгары до сих пор помнят, сколько русских погибло при штурме Шипки. Самоирония на гране издевательства говорит о моральном здоровье нации. Сами армяне обожают анекдоты про армян, евреи — о евреях, причем откровенно иронические. Никакой короны на голове. Лишь российские немцы немного комплексуют. Сами знаете, почему.
Сегодня все понимают, что надо работать и с местной, и с приезжей молодёжью, чтобы она не стала топливом для цветных революций. Как это ни странно прозвучит, большая роль в этом принадлежит ряду сообществ, блогерам в социальных сетях. Там задан такой тон, что позорно упрекать или опускать кого-то по национальному признаку. За таким подходом будущее, и он в Башкирии доминирует.
Читайте также
Последние новости