Следующая новость
Предыдущая новость

Торум яун ях

Торум яун ях

Под обложкой собраны фотоочерки о жизни ханты, которые называют себя «Торум яун ях» – «Божьей реки народ». Их культура отличается богатством и разнообразием, сочетанием традиционных форм с элементами модернизации быта и хозяйствования. Фотографии, вошедшие в издание, сделал сотрудник музея, член Союза фотохудожников России Александр Заика во время полевых этнографических исследований музея с 2004 по 2017 годы. Сопроводительные очерки подготовила кандидат культурологии, этнограф Татьяна Исаева.

Новый фотоальбом посвящен народу, который проживает в бассейне реки Тром-Аган. Речь идет о сургутских ханты. Более четверти века музей занимается полевыми исследованиями, изучая их традиции, культуру, верования и быт.
— Они называют себя «Торум яун ях» – «Божьей реки народ». В зону наших интересов попадают коренные народы Севера, которые проживают в бассейнах рек Аган, Тром-Аган, Пим. Это – территория Сургутского района, наиболее интересная и важная для изучения этнозона. Мы ведем научное исследование, занимаемся комплектованием материала, сбором научных данных по этой территории. Музей реализовал немало этнографических проектов, которые состоялись благодаря научно-исследовательской работе, и собранные материалы были представлены в рамках наших проектов. Но немало материалов остается «за кадром», которые по той или иной причине не были широко представлены публике. Мы решили восполнить этот пробел, издав альбом, — рассказала Татьяна Исаева.
Фотохудожник Александр Заика, кстати, по образованию историк. На протяжении четверти века он участвует в полевых работах научных сотрудников краеведческого музея. Когда летом работники музея отправляются на стойбища ханты для сбора научного материала, Александр сопровождает каждый их шаг, запечатлевая на камеру уникальный быт маленького северного народа. Из каждой такой экспедиции мастер привозит тысячи снимков. Многие уникальны по своей сути. В новый альбом, к слову, вошло немало черно-белых фотографий.
— Я много лет снимал на черно-белую пленку, и я люблю черно-белую фотографию до сих пор. Монохромный метод, на мой взгляд, гораздо лучше передает тончайшие нюансы, настроение и гораздо сильнее воздействует на эмоциональном уровне на зрителя. Когда я стал работать с цветным фото, меня многое раздражало. У ханты традиционно очень пестрая одежда, пестрый антураж, в кадре все рассыпалось,- признался Александр Заика.
Музейщики в один голос вспоминают, что работать на стойбищах им было легко и комфортно: ханты невероятно дружелюбны и гостеприимны.
— Ханты просто и спокойно разъясняют, что можно, а чего нельзя, где можно ходить, а где не сметь переступать грань. И никогда не мешают работать. Каждый занят своим делом, – говорит Исаева.
Работая над фотоальбомом, и автор фотографий, и сотрудники музея в первую очередь стремились донести до каждого, кто возьмет в руки эту книгу, какой удивительный народ живет рядом. Ханты сумели сохранить свои древние традиции, быт, мифы и мировоззрение практически в исконном значении и понимании. Художнику удалось передать неспешность и самодостаточность уникального и во многом непонятного для нас мира. Они живут так, как жили 1000 лет назад, в едином ритме с природой. В этом можно убедиться, пролистав фотоальбом. Вот круг-лолицая красавица устало и чуть лукаво глядит в объектив. О чем она думает, где витает мыслями в ту секунду, когда фотограф нажал кнопку спуска? Мальчишка оседлал небольшую березку и всматривается вдаль. Куда уносят его мальчишеские мечты?..
Есть в альбоме удивительная фотография, автор называет ее «Женщины, идущие под радугой». Но видится мне, что не под радугой они идут. Глухой таежной тропой идет Божьей реки народ навстречу радуге, в даль светлую, неведомую…

Источник

Последние новости