На саммите АСЕАН в Филиппинах, который прошёл ранее в этом месяце, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что у сотрудничества между Россией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии большой потенциал.
Укрепление торговых отношений между Россией и АСЕАН не способно значительно повлиять на Китай, который выступает в качестве крупнейшего торгового партнёра АСЕАН. Китай не может пострадать от этого, скорее, развитие торговли между ними принесёт Пекину пользу.
Трудностей не избежать, однако постепенное укрепление торговых отношений между Россией и АСЕАН в долгосрочной перспективе выглядит многообещающе. В течение последних лет несколько стран-участниц АСЕАН желают заключить соглашение о зоне свободной торговле со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который возглавляет Россия, а Вьетнаму недавно это уже удалось.
В основном, Вьетнам экспортирует в Россию мобильные телефоны, текстиль, рис и оборудование, а Москва снабжает Ханой сельхозпродукцией, оружием и энергоресурсами. Сегодня сотрудничество России и АСЕАН охватывает промежуточный и конечный этапы производства.
Экономическая структура России и АСЕАН постоянно меняется, и они всё активнее сотрудничают в таких сферах как переработка энергии, создание инфраструктуры, электроэнергия, оборона, гражданская атомная энергетика и высокие технологии.
Двустороннее сотрудничество может оказаться выгодным для трёх сторон. Развитая транспортная система Китая знаменита на весь мир, и её будет удобно использовать для торговли между Россией и АСЕАН. Большинство маршрутов (среди них и морские) из России в страны АСЕАН могут пройти по китайской территории.
Хотя у России на Дальнем Востоке есть порты наподобие Владивостока, местная промышленность не развита, и лишь несколько портов не покрываются льдом, поэтому опеределённо Москва в торговле с государствами Юго-Восточной Азии будет рассчитывать на транспортную систему Китая.
Между Китаем и Европой начали курсировать товарные поезда. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) Пекин активно строит обычные и скоростные железные дороги в некоторых южноазиатских странах. К примеру, идёт постройка дороги Китай – Лаос. Как только эта ветка присоединится к системе железных дорог Таиланда, заработает Трансазиатская железная дорога.
Когда Евразийская и Трансазиатская железные дороги соединятся, Россия сможет воспользоваться более удобным способом для доставки продукции на рынки АСЕАН через Китай. Пекин не просто создаёт возможности, но и предлагает свои торговые услуги России, членам АСЕАН и другим странам. В связи с этим и у Китая появляются экономически выгодные новые возможности.
В то же время, сотрудничество России и АСЕАН поможет связать инициативу ОПОП с организациями наподобие ЕАЭС и АСЕАН.
Во-первых, российское правительство подчеркнуло наличие связи между инициативой ОПОП и ЕАЭС. Предполагается, что объединение этих крупнейших инициатив станет решающим шагом навстречу интеграции Евразийского региона.
Во-вторых, в условиях давления со стороны Запада интенсивно развивающийся регион АСЕАН – это привлекательный для России партнёр. Москва сделает всё возможное, чтобы укрепить торговое сотрудничество с АСЕАН вне зависимости от того, сколько сил на это потребуется. Эти факторы в совокупности представляют собой новый виток развития инициативы ОПОП в Азии и Евразии.
Китай может воспользоваться новыми возможностями, которые появляются благодаря сотрудничеству России и АСЕАН, чтобы укрепить связь между ЕАЭС, АСЕАН и инициативой ОПОП, пустив в ход свои преимущества. Возможно, удастся достичь стратегических договорённостей, развить общие интересы и укрепить стратегическое партнёрство Китая с Россией и АСЕАН. Благодаря усилиям всех трёх сторон появятся новые геополитические и экономические преимущества, и постепенно установится новый международный экономический порядок.
Читайте также
Последние новости