В прошлую среду Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин провели беседу по видеосвязи, которая стала очередным шагом к укреплению двусторонних отношений. Путин превозносил «новую модель сотрудничества между нашими странами», которая основывается на «невмешательстве во внутренние дела друг друга, уважении интересов другой стороны», а также обоюдную решимость «превратить нашу общую границу в пояс долгосрочного мира и добрососедства». Си обещал сотрудничать с Россией во имя «общего будущего».
Некоторые западные аналитики выражают надежду, что Россию можно использовать для ослабления китайского влияния. Такие предположения нельзя назвать абсолютно необоснованными. Китай и Россия имеют протяженную сухопутную границу, что само по себе является потенциальным источником трений. Как в Пекине, так и в Москве у руля находятся сильные личности, которым удалось добиться доминирования в своих политических системах. Аналитики полагают, что это также повышает вероятность противостояния.
В конце концов, это вовсе не так невероятно, как может показаться. История свидетельствует о множестве конфликтов между Россией и Китаем, причем последнее вооруженное столкновение имело место полвека назад, в годы холодной войны. Соединенные Штаты, начиная с администрации Никсона, успешно использовали разногласия между СССР и Китаем. Так называемый китайско-советский раскол стал знаковым событием в развитии холодной войны. В 1969 году Москва и Пекин вступили в довольно длительный пограничный конфликт. Обе стороны опасались, что противник перейдет грань и применит ядерное оружие.
Никсон и его государственный секретарь Киссинджер умело воспользовались этим расколом, начав «трехстороннюю дипломатию», в рамках которой Вашингтон использовал переговоры с одной державой для получения уступок от другой. В конечном итоге политика администрации Никсона привела к «разрядке напряженности» и позволила заключить несколько соглашений о контроле над вооружениями с Советским Союзом. Однако, эта ситуация не может служить моделью для сегодняшнего дня, и вероятность противостояния между современными Россией и Китаем крайне мала.
Дело в том, что основой китайско-советского раскола были вовсе не территориальные претензии, а идеологическое соперничество. Мао Цзэдун не желал смириться с тем, что он и его страна должны поклоняться преемнику Иосифа Сталина Никите Хрущеву. Отношения между двумя державами резко ухудшились, и каждая из них претендовала на главенствующую роль в мировом коммунистическом движении.
Нынешняя Россия, возродившаяся из пепла Советского Союза, не является коммунистической. И современный Китай, будучи в политическом отношении ленинистским, отказался от приверженности Мао коммунистической экономической модели. В то же время, обе евразийские державы настроены крайне антизападно, что проявляется как в мышлении, так и в действиях. Именно это является основой для их взаимных обещаний «всеобъемлющего сотрудничества». И если судить по нынешним глобальным тенденциям, в обозримом будущем оно будет продолжаться.
Читайте также
Последние новости