Галина Тусумова считает родное Охтеурье самым красивым местом на Земле.
И это не случайно - расположено оно в живописном месте на берегу Ваха и окружено густой зеленью тайги. Его история богата, своеобразна и полна событий.
И люди здесь живут особенные - влюбленные в свою малую Родину, всем сердцем болеющие за ее историю, традиции, благополучие.
Из старого в новое Охтеурье
Галина Тусумова - яркий представитель народа ханты - родилась в 1956 году в старом Охтеурье.
- Я была еще маленькой и не помню многого, но знаю, что наше село часто топило, - вспоминает Галина Николаевна. - С 60-го года его постепенно стали перемещать с левого низменного берега Ваха на несколько километров ниже по течению, на правый высокий. Тогда здесь был рыбучасток, относящийся к охтеурскому колхозу.
В 1961 году маленькая Галина с мамой и сестрой переехали из родного дома на новое место. Здесь девочка ходила в детский сад, а в 1963 году ее вновь отправили в старое село в нулевой класс школы-интерната, которая еще оставалась в низинах Ваха. Три школьных года продлили пребывание маленьких коренных охтеурцев на родном берегу, а уже в 1966 году их вновь переместили в новое Охтеурье.
- В этот год школу-интернат в буквальном смысле перевезли в новое село, - продолжает рассказ Галина Тусумова. - Здание разобрали по бревнам, сплавили по реке, высушили и сложили заново. И четвертый класс мы уже заканчивали здесь.
Где ты, родной язык?
В те годы начальные классы были во многих поселениях Нижневартовского района, а вот среднее звено было не везде. Не оказалось его и в заново рождающемся Охтеурье, а потому малышей, едва закончивших четвертый класс, отправляли в интернат Ларьяка для продолжения учебы.
Жизнь вдали от дома была непростой, признается Галина Николаевна.
- Сложнее всего было ребятам, которые всю жизнь проводили на стойбище, - с грустью вспоминает женщина. - Они попали в условия непривычные, почти не понимали русского языка, с трудом адаптировались к цивилизации. Бывало, сбегали, их находили, возвращали.
Но самое страшное, по мнению Галины, заключалось в том, что в средней школе коренным ханты и манси категорически запрещали общаться на родном языке. Дети недоумевали, чем же их язык так неугоден? Ведь еще в начальных классах говорить на родном языке не возбранялось, и двуязычие было нормой. Учились на русском, между собой говорили по-своему. А здесь их усиленно обучали русскому наречию, словно стараясь вытравить из ума и сердца то немногое родное, что в них еще оставалось.
- Тогда же нас переодели из национальных платьев в другую одежду. Правда, оставались еще некоторые берестяные аксессуары, но со временем не стало и их, - с горечью рассказывает Галина. - Наверное, тогда и стали терять национальную культуру.
Вернуться и остаться навсегда
В марте 1975 года Галина Тусумова вернулась в Охтеурье, чтобы больше никуда отсюда не уезжать. Она устроилась работать в ясли-сад, которому и отдала всю свою трудовую жизнь. Здесь трудилась прачкой, няней, воспитателем, поваром. Ей никогда не хотелось покинуть родное село в поисках лучшей жизни. В Охтеурье она создала семью, в которой выросли двое сыновей. Оба - ветераны боевых действий. Старший сын участвовал в первой чеченской кампании, младший - во второй. Сейчас у них уже свои семьи, своя жизнь, но оба привязаны к матери и стараются ей помогать.
- Человека нельзя отрывать от корней, - считает Галина Николаевна. - К сожалению, у нас в школе не преподается родной язык. Есть какие-то занятия, но их мало. Чтобы сохранить национальную культуру, нужно ее прививать с детства.
Сегодня она одна из немногих, кто еще помнит традиции и обряды своего народа и охотно делится ими с подрастающим поколением. Правда, по ее мнению, молодежь маловато этим интересуется. Будучи сама человеком с активной жизненной позицией, Галина не может понять людей апатичных и безынициативных. Она всегда была человеком активным - участвовала в самодеятельности, вела бурную общественную жизнь, принимала участие во всех сельских, а позже и в районных мероприятиях. Помимо этого женщина занимается и традиционными промыслами: ловит рыбу, собирает дикоросы. Без этих занятий жизни своей не мыслит.
- К сожалению, с приходом цивилизации не все изменилось в лучшую сторону, - делится Галина Тусумова. - Здесь была великолепная природа. Мы собирали большое количество грибов и ягод, сдавали их заготовителям. Но когда началась добыча нефти, природа словно отступила, спряталась. В те времена при прокладке дорог и разработке месторождений не задумывались об экологии, многое сожгли, повредили. И теперь там, где цвела черемуха, аромат которой завораживал, особенно когда переправлялись по реке, остался один березняк.
Что было, что будет?
Возвращаясь памятью к тому далекому 61-му, когда впервые ребенком ступила на землю нового поселения, Галина Николаевна видит внутренним взором единственную улочку вдоль берега, немногочисленные дома, маленькую дизельную электростанцию.
- Тогда все занимались сбором дикоросов, даже дети. Помимо того, что отдавалось государству, мы обеспечивали и свои семьи. В меню детского сада и школы обязательно были рыба, мясо боровой дичи, ягода. То есть пища, привычная для организма коренного населения. Очень жаль, что сегодня различные санитарные нормы не позволяют кормить детей такой едой - это и иммунитет, и витамины. Разве может сравниться какая-нибудь селедка с рыбой осетровых пород, а консервы - с настоящими рыбными котлетами?
Со временем все менялось. Село вошло в состав сельского поселения Ваховск. Стали строиться дома и дороги, начала развиваться инфраструктура.
Сегодня здесь работает одна из лучших в районе детская школа искусств, есть спортивный комплекс, где занимаются физкультурой и спортом люди разного возраста, есть тренажерный зал. Поселок выстелили хорошими ровными дорогами, построили современные дома. Есть все необходимое для комфортной жизни.
- Я не знаю, что ждет мою родину завтра, - признается Галина Николаевна. - Но верю, что мои соотечественники сумеют сохранить нашу культуру, традиции, что мы вместе сможем найти для этого возможности.
Читайте также
Последние новости