Пятьдесят лет спустя кашмирский спор вновь стал предметом обсуждения в Совете безопасности ООН. Москва разыграла свои карты весьма искусно. Будучи постоянным членом СБ, она не наложила вето на призыв к проведению заседания по Кашмиру, тем самым дав понять Индии, что кашмирский конфликт останется предметом пристального внимания в обозримом будущем. Это явное отклонение от прежней позиции Москвы в Совете безопасности: ранее она всегда пользовалась своим правом вето. По крайней мере, стало очевидно, что Москва не намерена вечно спасать Нью-Дели от кашмирской проблемы. Эти дни миновали.
Более того, заместитель постпреда России в ООН Дмитрий Полянский разместил в своем микроблоге Twitter три неоднозначных поста, в которых содержатся намеки на посредничество России, желание поддерживать хорошие отношения с обеими странами и народами, напоминание Индии о Симлском соглашении 1972 года и Лахорской декларации 1999 года. Какой же путь Россия предлагает Индии? Само упоминание резолюций ООН уже указывает на то, что кашмирский спор не является проблемой двусторонних отношений. И это значительная дипломатическая победа для Пакистана.
Эти намеренные неясности и дипломатические тонкости оставили в замешательстве даже российских аналитиков. Объясняя, что Москва придерживается своих традиционных позиций по кашмирской проблеме, один российский комментатор сказал, что для Москвы было бы немыслимо игнорировать интересы своего стратегического партнера, Пекина. Поэтому, сказал он, Россия не воспользовалась своим правом вето, а поддержала призыв Пакистана к проведению заседания СБ ООН.
Едва ли у кого-то сегодня еще существуют сомнения в том, что мир стремительно погружается в хаос. Распад либерального мирового порядка фактически является матрицей, в которой зарождаются, развиваются, эволюционируют и меняются межгосударственные отношения. Это в полной мере относится и к пакистано-российским отношениям. На наших глазах они вступают в новую эпоху. Это долгая и весьма непростая игра. Некоторые называют происходящее «возрождением геополитики», а другие – «возобновлением старой Большой Игры». Таковы жестокие реалии, и они уже дошли до нас. Настало время, особенно для Пакистана, разработать новые стратегии для новой эры.
В преддверии наступления будущего, в котором Китай и Россия занимают единую позицию, необходим тесный союз между «естественными демократиями». В старом и ветшающем мире ООН политика крупных держав подорвала саму идею глобальной архитектуры мира и безопасности, но существует другой мир, стремительно развивающийся за пределами приходящих в упадок коридоров ООН. Этот мир формируется, прежде всего, Китаем и Россией. Новый мировой порядок, в центре которого стоит Азия, основанный на концепции Великой Евразии и опирающийся на Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) может позволить Пакистану возродить свою экономику, а также создать для Индии серьезные трудности в евразийском регионе, сблизившись одновременно с Китаем и Россией.
На форумах ШОС Индия оказывается в изоляции, когда речь заходит о китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП). В ходе 14-го саммита ШОС, состоявшегося в апреле нынешнего года, Индия панически пыталась избежать изоляции от всех других стран, которые поддерживали ОПОП. Россия относится к их числу, и в этом вопросе ее позиция не благоприятствует Индии. На самом деле между ними существует много противоречий, которыми мог бы воспользоваться Пакистан. Впрочем, это непростой и очень долгий путь.
Сегодняшняя Россия совсем не похожа на прежний Советский Союз. Это новая, современная Россия. Хотя, с точки зрения западных стандартов и перспектив, она, возможно, не вполне отвечает требованиям современности, Россия стремится найти для себя новый и уникальный путь развития. Для политиков в Исламабаде это является как возможностью, так и проблемой. В современном мире геополитические игры лучше всего начинать с экономического гамбита. Помимо прочего, это может помочь Пакистану реализовать свою «стратегическую глубину».
Читайте также
Последние новости