Институты Европейского Союза договорились во вторник о параметрах будущего механизма экспертизы прямых иностранных инвестиций в рамках блока. Евросоюз неоднократно заявлял, что новый порядок не направлен на противодействие приобретению Китаем высокотехнологичных европейских предприятий, однако, нынешние усилия, судя по всему, развиваются именно в этом направлении.
Пока неясно, поддержат ли предложенную общеевропейскую систему предварительного анализа инвестиционных проектов такие обремененные долгами страны Европейского Союза как Италия, Греция или Португалия, которые стремятся привлечь китайские инвестиции, чтобы подстегнуть экономический рост и сбалансировать бюджет,. Соответствующее законодательство должно быть принято в странах ЕС квалифицированным большинством, а затем одобрено Европейским парламентом, прежде чем оно вступит в силу.
Подпись к изображению: Премьер-министр Китая Ли Кэцян, председатель Европейского совета Дональд Туск и президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер во время совместного выступления в Пекине
Руководство ЕС рассчитывает завершить подготовку соглашения к следующему маю, когда будут проведены новые выборы в Европейский парламент и назначена новая Европейская комиссия (исполнительная ветвь ЕС).
Регулирующие органы ЕС утверждают, что они не ставят целью унифицировать различные национальные механизмы экспертизы инвестиционных проектов, а всего лишь хотят активизировать сотрудничество и обмен информацией между государствами-членами ЕС и Европейской комиссией. В настоящее время менее половины стран Евросоюза имеют действующее законодательство, которое позволяло бы им проводить предварительный анализ иностранных инвестиций исходя из требований общественного порядка и национальной безопасности.
Лидеры Евросоюза обеспокоены тем фактом, что иностранные государственные или финансируемые государством предприятия могут овладеть европейскими ноу-хау в самых разных областях, таких как научные исследования, космос, транспорт, энергетика и телекоммуникации. По их мнению, приобретение компаний в европейской стране внешним инвестором не должно ставить под угрозу общеевропейские программы и проекты, а также угрожать национальной безопасности отдельных стран Европейского Союза.
Недавно Италия проявила явное нежелание координировать свои действия в сфере иностранных инвестиций с Европейской комиссией. Эта средиземноморская страна изо всех сил пытается оправиться от глубокого экономического кризиса, и ее правительство евроскептиков, настроенное против брюссельского истеблишмента, надеется, что китайские инвестиции помогут устранить инфраструктурные проблемы. Поступают сообщения о том, что Рим выступает против расширения списка секторов экономики, где инвестиции подлежат тщательному анализу, а также правила, обязывающего страну предоставлять Еврокомиссии информацию о переговорах с инвесторами, не входящими в состав Европейского Союза.
Китайские компании за период с 2005 года инвестировали в европейскую технологическую индустрию 24,7 миллиардов долларов. Однако, согласно статистическим данным, опубликованным China Global Investment Tracker, китайские инвестиции в ЕС в этом секторе упали в нынешнем году до 200 миллионов долларов, в то время как пиковый показатель 2016 года составил 12,5 миллиардов долларов. Это падение отчасти можно объяснить изменением подхода Германии, ведущей державы Европейского Союза, которая за последние два года наложила вето на ряд китайских инвестиций в отраслях, связанных с национальной безопасностью.
Сопредседатель Европейской партии зеленых Рейнхард Бьютикофер, который также является членом делегации Европарламента по связям с Китаем, сказал в интервью изданию Asia Times, что новое законодательство, над которым работает в последнее время ЕС, не направлено против экономической деятельности китайских компаний.
«Однако, факт заключается в том, что Китай проводит «раскольническую» политику в отношении Евросоюза, у нас имеются очевидные примеры попыток Китая использовать свое влияние в отдельных странах Европы, чтобы блокировать решения Брюсселя, против которых выступает Пекин», – заявил Бьютикофер.
Он также привел в пример спорные претензии Китая на доминирование в Южно-Китайском море, нарушения прав человека и недобросовестные методы торговли. Китаю удалось помешать Евросоюзу занять общую жесткую позицию в отношении китайской политики по всем этим проблемам.
Группа «Европейские консерваторы и реформаторы» в Европарламенте указала, что правила экспертизы иностранных инвестиций являются «нейтральными с точки зрения географии и не направлены конкретно на Китай», хотя определенные опасения по поводу прямых иностранных инвестиций в стратегические секторы вызвали дискуссию в Еврокомиссии, которая выдвинула предварительный вариант законопроекта».
Важно отметить, что основной политической силой, стоящей за группой консерваторов и реформаторов, является британская консервативная партия (тори), которая на данный момент является правящей в Лондоне. Эта партия рассматривает Китай как опору против возможных негативных последствий Брекзита, попытки Британии покинуть Европейский Союз.
Отсутствие взаимности в инвестиционных связях между Евросоюзом и Китаем, вероятно, сыграло важную роль в решении Брюсселя расширить контроль над иностранными поглощениями в стратегических секторах Европы.
Лидеры Европейского Союза обвиняют Китай в его неспособности обеспечить равные и справедливые условия для европейских компаний, которые хотят работать на этом огромном рынке. Китайские компании могут приобретать активы в Европе, а доступ на китайский рынок для инвесторов из ЕС ограничен местным законодательством. Европейские инвесторы в настоящее время поставлены перед необходимостью сотрудничать с китайскими партнерами, и во многих случаях, делиться с ними своими ноу-хау.
Кроме того, переговоры между Брюсселем и Пекином по двустороннему инвестиционному соглашению не привели пока к сколько-нибудь заметному прогрессу. На этом фоне неудивительно, что в последние годы объем китайских инвестиций в ЕС снизился.
Новая инвестиционная политика Евросоюза предусматривает дополнительное давление на Китай, который и без того вынужден вести торговую войну с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом. Впрочем, довольно громоздкий, запутанный и консенсуальный механизм принятия решений в высших институтах Евросоюза сам по себе может помешать попыткам европейских стран поставить под контроль прямые инвестиции из Китая.
Брюссель уже дал понять, что решения о санкционировании или применении права вето по конкретным инвестиционным проектам, исходящим от страны, не входящей в Европейский Союз, является «исключительной прерогативой» отдельных стран ЕС. В этом отношении Евросоюз не планирует создавать собственную версию Комитета по иностранным инвестициям, действующего в Соединенных Штатах. Это, безусловно, на руку Китаю, учитывая, что ему гораздо легче продвигать свои инвестиционные интересы, ведя двусторонние переговоры с конкретной страной ЕС, а не с Европейским Союзом в целом.
Читайте также
Последние новости