Следующая новость
Предыдущая новость

Друг друга услышали

22.12.2017 21:56
Друг друга услышали

Собрать участников некоммерческих организаций из географически разбросанных поселений Сургутского района в одно время в одном месте было непростой задачей: территория муниципального образования по площади больше, чем, к примеру, Куба. Но, по мнению организаторов, необходимой. По двум причинам. Первая - посмотреть, что это за люди и какие проекты они реализуют, познакомиться с ними поближе. Вторая – более практическая. Обсудить с ними насущные проблемы, с которыми они сталкиваются во время проектной деятельности. И научить, как делать это более эффективно. В рамках первого форума «Наша земля! Наша ответственность!» для представителей некоммерческих организаций прошли мастер-классы по проектной работе. Тренерами выступили представитель заказчика социальных услуг – администрации Сургутского района, - замглавы муниципалитета Татьяна Османкина и руководитель нескольких успешных социальных проектов, председатель Ассоциации бизнес-тренеров Югры Полина Лебедева, один из проектов которой в этом году был удостоен гранта Президента России. Она и рассказала «Сургутской трибуне» о практической пользе, которую принес форум всем его участникам: и власти, и общественности, и даже модератору.

А ларчик просто открывался

- В свете последних изменений в законодательстве стало очевидно: для некоммерческих организаций наступает новая эра. Эра проектного управления. Без конкретных проектов сейчас уже никто, в том числе и органы власти, не выделит средства просто для существования НКО как такового. Но с удовольствием и в немалых количествах профинансирует конкретные проекты с конкретными результатами. Что такое проект, что такое количественные и качественные результаты проекта, как они формируются, как их оценивают спонсоры, меценаты и распорядители грантов, мы и обсуждали на моей площадке.
- Одной из задач организаторов форума было личное знакомство с активистами района. Удалось ее реализовать? Что это за люди, откуда они приходят?
- Удалось. Хотя изначально было небольшое опасение, удастся ли наладить общение. Да и придут ли они на площадку вообще. Но, когда мы начали работу, я сразу поняла: все будет хорошо. Передо мной оказались очень интересные, живые и активные люди. И это было реально здорово. Ну а что касается второй части вопроса – откуда берутся социальные активисты, тут привязку к территории – Сургутскому району – делать не нужно. Тут не место жительства главное, а причина, подтолкнувшая человека к этому виду деятельности.

«Большая часть людей, на мой взгляд, приходит в социальные проекты от социальной боли»

Эта боль может быть очень разной: нерешенные коммунальные проблемы, больные дети, недостаточный патриотизм в окружении и так далее. И вот когда эти темы в человеке болят (утрирую), он уже не может ими не заниматься. Участники социальных проектов – это люди, которые не могут этим проектом не заниматься. Они готовы это делать сутками, бесплатно. И остановиться не могут. Таких людей на площадке было большинство. Но были и участники, пришедшие в некоммерческие организации из бизнеса. Понимающие, что это за инструмент – социальный проект, и как им пользоваться. Таких людей пока немного – это тренд недавнего времени.

- И как они реагируют друг на друга с такими разными подходами?
- Очень важно было этих людей «перемешать». Потому что они прекрасно дополняют друг друга. У первой части аудитории, которая приходит в социальные проекты от социальной боли, очень много энтузиазма, желания действовать. И огромная социальная мотивация. Но часто не хватает профессиональных знаний и управленческого опыта. Причем опыта проектного управления, проектного мышления с холодным разумом. У второй - с проектным мышлением все хорошо. Но случается «затык» с социальной значимостью, мотивацией. Смыслообразующие моменты не наболели. И когда эти разные люди смешались в одном пространстве, получилось взаимодополнение. Одни начали понимать структуру и механизмы, а вторые – саму идею: для чего все это.

- Это только ваши умозаключения или результат обратной связи?
- Люди говорят. У меня правило – получать обратную связь по итогам каждого мероприятия. Форум не стал исключением. Кстати, положительная обратная связь была не только от социальных активистов, от чиновников тоже: «Нам надо передавать часть социальных услуг в негосударственный сектор, а кому и как – окончательного понимания не было. Теперь все стало на свои места: стало понятно, какие именно услуги можно и нужно передать, и главное – кому именно».

- А что говорят представители НКО?
- Им, в свою очередь, стало понятно, что именно предлагает им власть. И что именно надо сделать, чтобы эта передача произошла. Если раньше казалось, что процесс, может быть, излишне забюрократизирован, то сейчас стало понятно, для чего все эти требования. Кстати, не такие уж и сложные. Ларчик, как выяснилось, открывается просто! Всего-то и надо было – договориться об общих критериях.
Очень важно, что этот диалог наконец-то состоялся не «через стол»: чиновник в функции «начальник» - гражданин (подчиненный). А получился простой человеческий разговор, где обе стороны были на равных. И потому смогли услышать и понять друг друга.

Провокация удалась

- Как вы построили работу на площадке и почему?
- Реальные кейсы конкретных участников мы решили не разбирать. Прежде всего, для того, чтобы пользу получил каждый. Потому взяли темы, наиболее актуальные для Сургутского района, и попросили участников «с колес» придумать под них конкретные проекты. Было важным спровоцировать процесс генерации идей. И эта провокация удалась. Люди смогли понять и, что наиболее важно, выполнить задачу с нуля. Прежде всего, понять, откуда берется сама социальная идея, как она структурируется. А дальше – как она рассчитывается, расписывается и так далее. И главное – каким будет итог, когда ты прошел путь от идеи до написания проекта. Уже существующие идеи, пока не ставшие проектами, не брали еще и потому, чтобы у людей была возможность разобраться в процессах как бы сверху. Когда ты работаешь со своей идеей, находишься как бы внутри нее. Потому и важно было «приподнять» видение: наглядно показать, из каких этапов состоит проект, каков порядок действий. Для того, чтобы в дальнейшем каждый участник смог наложить этот план на свой конкретный проект. Но наши «условные» кейсы были очень близки к реальным, их темы мы брали из жизни.

- Приведите пример.
- Одной из живых проблем, не разрешенных в поселке Белый Яр, стали кейсы в области культуры. Их мы и взяли в качестве одного из примеров, который надо решить. Решить на пользу поселению.

- Решили?
- Да. Кейс можно сформулировать как «передача социальных услуг в сфере культуры негосударственному сектору». Это была задача с очень многими неизвестными: что передавать, как передавать, кому передавать. Но, совместно отработав тему, чиновники и представители НКО смогли сформулировать: первое - какая форма должна быть у поставщика этой социальной услуги, которая бы удовлетворила обе стороны, второе – что именно передается. Участники группы просчитали несколько вариантов и сделали вывод: реализовывать именно конкретные мероприятия (проекты), а не браться за направление, результаты чего могут получиться очень расплывчатыми, будет правильнее и проще. Правила игры становятся понятны всем сторонам. Заказчик (власть) говорит: надо провести три праздника, на такие-то темы, для таких-то групп. И исполнителю – НКО – становится понятно, что делать: какой сценарий писать, какие ресурсы задействовать, какую публику привлекать. Согласитесь, что было бы странно – передавать некую абстрактную культурную жизнь отдельно взятого поселения. И абсолютно понятно, как передать на исполнение конкретное мероприятие.

- Что-то мне подсказывает, что этот кейс-пример уже взят на реализацию...
- Именно так и случилось. Зачем упускать такую возможность? Решенная задача оказалась действительно удачным примером. И не только как математическое определение. Зачем ее терять, если можно воплотить?

- Остальные задачи, которые вы решали, тоже можно будет реализовать?
- Можно, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. Кстати, в группе у Татьяны Николаевны (Османкиной. - Прим. авт.) была абсолютно другая ситуация. Общий проект ее участники не родили, но каждый смог отработать свои - конкретные – вопросы.

- Насколько знаю, в округе уже существуют не просто методические наработки по поводу того, как НКО реализовать тот или иной проект и войти в систему господдержки. Есть целая структура, оказывающая такие консультации вживую. Неужели этих механизмов недостаточно и необходимо их дублировать еще и на местах?
- Названные вами механизмы действительно есть, но для многих их недостаточно. И это нормально. Тема взаимодействия органов власти и СОНКО достаточно новая, информации по ней много не будет, это точно.

«После форума администрация Сургутского района задумалась о создании муниципального ресурсного центра для информирования и обучения НКО»

Конкретного распоряжения, насколько мне известно, пока нет, но нечто из этого предложения вырастет, можно не сомневаться. Причем как отдельный социальный проект. На уровне округа для решения задач, о которых мы говорим, существует Фонд гражданских инициатив. Но Ханты-Мансийск - очень далеко от труднодоступного поселения Сургутского района. Кстати, фонд предложил поддержку в организации такого ресурсного центра. Либо это будет ассоциация некоммерческих организаций. Тут форма не особо важна. Главное, появится организация, которая возьмет на себя ответственность стать информационным центром, куда будут стекаться потребности, на основании которых будут формироваться консультации, предоставляться информация и так далее.

Сродни лесному пожару

- Где, на ваш взгляд, проще реализовывать социальные проекты – в поселке или в городе?
- И плюсы, и минусы есть у обоих вариантов. Плюсы маленьких поселений - в очень быстром продвижении идеи среди жителей за счет того, что все друг друга знают. И, как правило, поддерживают. Реализация проекта нередко становится сродни лесному пожару – вспыхивает моментально. В крупном населенном пункте тему нередко приходится очень долго раскачивать, используя для этого много усилий. Но у сельской местности есть и минус, если рассматривать поселения не по отдельности, а в составе муниципального образования. Это разрозненность территорий, а нередко и значительная удаленность от административного центра. И как следствие – вынужденная территориальная изолированность людей, пытающихся то или иное доброе дело реализовать. В результате длительное время проекты варятся в собственном соку, нет внешней подпитки, идей, в том числе от сторонних экспертов, как это происходит в городе.

- Ну и о масштабности социального проекта, воплощенного на территории маленького поселка, наверное, тоже не всегда можно говорить...
- А не каждый проект должен быть масштабным. Но даже такое масштабное направление, как социальная адаптация и реабилитация детей с ОВЗ, может быть реализовано. Даже в рамках одной семьи – почему нет? Семейный пансионат, в котором живут дети, нуждающиеся в особенной заботе. Другой вопрос, что для Сургутского района – администрации – сегодня важно сформировать прослойку общественников, общественных помощников главы района. И помочь им наладить связь друг с другом. Прежде всего, для того, чтобы нивелировать территориальную изолированность.

Акушерство добрых дел

- Но в этом случае население получит «самодеятельную», а не профессиональную социальную услугу? Если взять в качестве примера кейс Белого Яра, о котором мы говорили в начале.
- Может быть, и так. Хотя в глубинках попадаются такие самородки, какие столицам и не снились... Но их значимость, ценность в другом: в том, что такие проекты востребованы действительно! Еще раз повторюсь: настоящий социальный проект рождается из социальной боли. И не рождаться они не могут, это естественный процесс. Другое дело – как грамотно сопровождать эти «роды»?

- Зачем?
- Без определенного сопровождения период жизни доброго начинания может быть недолгим и болезненным. На одном энтузиазме, без какой-либо финансовой подпитки. Где брать деньги, люди не знают. А зачастую и не хотят этого делать. Причем принципиально. Выигранные сургутянами, в том числе фондом «Благо Дарю», которым я руковожу, президентские гранты наглядно показали местным НКО, как меняется деятельность общественной организации, получившей финансирование. Насколько увеличиваются ее возможности. Когда ты четко показываешь, что выделенные средства невозможно положить в карман – они целевые, под конкретный проект, снимается множество вопросов. И утверждение: «Нам не нужно денег, мы честные!».

- Бывают и такие утверждения?!
- Да. И людей нередко приходится убеждать, что деньги в данном случае не зло, а большое благо. Дающее возможность делать добрые дела профессионально, на другом качественном уровне. Многим общественникам получение заработной платы кажется чем-то неприличным, хотя оплата труда в РФ является обязательным элементом деятельности. Приходится людям объяснять, что когда они обесценивают свой труд, то передают другим людям что-то неценное. Потребитель не почувствует и не поймет важность и значимость ваших усилий. И воспринимает это как нечто ненужное, валяющееся под ногами. Потому что бесплатно. Это, пожалуй, единственный аргумент, который они слышат. Кардинально, за один форум, как мне кажется, мы сознание в отношении финансирования социальных проектов не поменяли. Но первые шаги в этом направлении сделаны, лед тронулся.

Одна голова хорошо, а десять - лучше

- Что мероприятие дало лично вам как руководителю СОНКО, а не как модератору?
- Новые знакомства. Ну а еще – новые варианты решения стоящих перед моей организацией задач. Есть такое понятие – «нетворкинг-эффект». Он наступает, когда ты долгое время, пытаясь решить проблему самостоятельно, видел только один вариант, но, пообщавшись с большой командой единомышленников, нашел более десятка решений. Причем нередко с неожиданных для тебя сторон: люди могут быть в той же теме, но смотреть на нее с абсолютно другого ракурса. И тогда нерешаемая проблема благодаря потенциалу группы решается легко и быстро.

- Можете сказать, какая именно?
- Я долгое время не могла сформулировать положение о волонтерской деятельности в нашей организации. Хотя и документацию разрабатывать умею, и кто такие волонтеры, прекрасно знаю, даже изучила опыт других территорий, в том числе Калининграда, по выстраиванию этой работы. А тут на площадке услышала совет одной из коллег, скорее, даже просто реплику: «Знаете, а вот мы считаем, что бы человек ни сделал, это уже его вклад, его труд. Любая поделка для благотворительной ярмарки - это уже волонтерство». И меня осенило: «Так вот же оно!». И пазл сложился.

Источник

Последние новости