Следующая новость
Предыдущая новость

Дорогу малышам

Дорогу малышам

Пятнадцать процентов от общего объема закупок должны отдавать малому и среднему бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям крупные заказчики страны – промышленные корпорации и бюджетные учреждения. В Югре эта норма еще выше – 20 процентов. По итогам 2016 года этот плановый показатель все заказчики Сургута выполнили.

И ходить научим, и кочки уберем
- В 2017 году нам увеличили эту долю до 21,5 процента. И мы стараемся ее выдержать: в этом году заказчики запланировали разместить на торги специально для субъектов малого и среднего предпринимательства 40 процентов от совокупного годового объема закупок на сумму 1,3 триллиона (!) рублей. За девять месяцев с субъектами МСБ заключено контрактов на 657 млн рублей, что составляет уже 15 процентов от совокупного годового объема закупок (федеральная норма). Но до конца года мы рассчитываем выдержать и остальные показатели, - рассказала предпринимательскому сообществу начальник управления муниципальных закупок администрации Сургута Татьяна Карпович. – И заинтересованы в этом.
Заинтересованность исполнителей выдержать принятые нормы в большинстве крупных корпораций, выступающих заказчиком в торгах, может быть еще и личной. За невыполнение норм предприятию грозит штраф. По сравнению с объемами закупок это конечно, капля в море – всего 50 тысяч рублей. Но за эту «ложку дегтя» сотрудникам, отвечающим за это направление деятельности в компании, грозит депремирование.
С местными товаропроизводителями, по данным Татьяны Карпович, городская администрация заключает более 50 процентов контрактов. В этом году заключено уже 478 контрактов на сумму 363 млн рублей именно с сургутскими представителями МСБ. С иногородними – 375 контрактов.
- Конкуренция при таких закупках очень высокая, - отметила Карпович. – Среднее количество участников закупок, объявленных именно для субъектов малого предпринимательства, составляет 4,5 участника, тогда как по всем торгам – 3,8. В целом по России первый показатель составляет 2,7.
Существенное преимущество субъектов МСБ перед другими участниками закупок – расчет с ними происходит в два раза быстрее: в течение 15 рабочих дней с момента подписания документов о приемке.
- Причем заказчик теперь несет административную ответственность за нарушение сроков оплаты субъекту МСБ – штраф в размере 30 тысяч рублей, - отметила начальник управления муниципальных закупок.
Еще один плюс - размер обеспечения заявки участника закупок, относящегося к МСБ или СОНКО, не может превышать двух процентов от максимальной цены контракта. Для сравнения – у остальных участников закупок размер обеспечения составляет пять процентов.
Единственное ограничение, существующее при данном виде закупок, – начальная максимальная цена контракта не должна быть выше 20 млн рублей. Но зато у субъектов МСБ могут закупаться любые товары, работы и услуги.
- Заказчик вправе отдать субъекту малого предпринимательства любые закупки на свое усмотрение, чтобы выдержать долю, установленную законом, – 15 процентов от общего объема, - пояснила Татьяна Карпович.
Собирать и предоставлять в комиссию документы о том, что участник закупок является именно субъектом малого и среднего бизнеса, специально не требуется. Достаточно просто заполнить декларацию, фактически – в произвольной форме. К примеру, «ООО «ХХХ» является субъектом малого предпринимательства. Подпись директора, печать компании».

Инструкция в помощь

Но участвовать в торгах малому бизнесу все же непросто.
- По моим ощущениям, в муниципальных контрактах участвуют одни и те же субъекты, их от силы пятьдесят, не больше. Они и забирают все контракты, - поделился мнением председатель Ассоциации предпринимателей Сургута Леонид Тарабанов.
Татьяна Карпович это наблюдение оспаривать не стала.
- Одного желания и ресурсов, чтобы выполнить контракт, для попадания в систему мало. Главная проблема, с которой сталкиваются наши предприниматели, - неумение грамотно подать заявку, - резюмирует руководитель управления муниципальных закупок. – Подача заявки на участие в торгах – один из самых сложных этапов. Самая распространенная ошибка, из-за которой отклоняются заявки уже на первом этапе, - это несоответствие между показателями, заявленными поставщиком, и показателями участника, которые требуются по техзаданию. Заказчик в своей заявке указывает объект закупки и публикует инструкцию по заполнению заявки со стороны исполнителя. Но они, исполнители, как правило, эту инструкцию не смотрят. И в итоге предлагают не конкретные параметры товара, как того требует инструкция, а переписывают данные, представленные заказчиком. А это не соответствует закону: заявка участников не должна носить двояких толкований. Предприниматель, желающий получить контракт, должен конкретно указать, какой товар и с какими характеристиками он предлагает. Читайте инструкцию. Там четко все прописано, вплоть до того, какие слова при составлении заявки недопустимы.
Еще одна банальная ошибка, из-за которой заявка вылетает уже с первого этапа, - неправильно указанное название страны происхождения товара. Оно должно быть прописано, как в классификаторе стран мира. То есть только «Россия» либо «Российская Федерация», но никак не «РФ». Кроме того, очень часто при аккредитации на электронных торговых площадках участники конкурсов для СМСБ не проставляют галочку, что они - именно малый бизнес. И платформа их уже не воспринимает как потенциальных участников торгов. Малым бизнесом не являешься? Аукцион не для тебя.
Примеров обидных ошибок у Татьяны Карпович набралось уже на достаточно объемную презентацию. Ее, кстати, администрация Сургута в ближайшее время планирует опубликовать на своем официальном сайте.

Ходунки не предусмотрены
Но шпаргалки на сайте Леониду Тарабанову показалось недостаточно.
- Может быть, какие-то курсы организуете, может быть, даже на платной основе. Именно для предпринимателей, не попавших в конкурс именно из-за ошибок при оформлении заявок. Отследили бы их и пригласили на учебу, - предложил общественник.
С таким подходом категорически не согласна генеральный директор Сургутской торгово-промышленной палаты Анна Чурманова. Предприниматели – не просто взрослые, но и самостоятельные во всех отношениях люди. И от уровня способности самостоятельно решать проблемы напрямую зависит конкурентоспособность. Тем более что возможностей ликвидировать пробелы в знаниях о том, как принять участие в закупках, в Сургуте множество. По этим вопросам консультируют и специалисты администрации города, и СТПП семинары проводит.
- Раз в квартал в Торгово-промышленной палате мы проводим обучение по 44-му и 123-му федеральным законам. Тех предпринимателей, кто совершает ошибки при закупках у бюджетных организаций или корпоративных заказчиков – таких как Роснефть, Россети и так далее, милости просим к нам. У нас целый пул тренеров из Сургута, Екатеринбурга, Новосибирска, которые ведут эту работу на постоянной основе. Но хочу напомнить вот о чем: всего месяц назад, 23 октября, мы провели в Сургуте крупнейший двухдневный форум, посвященный именно проблематике закупок. Но на секции, организованной специально для субъектов малого и среднего предпринимательства, посетителей было меньше всего. Заинтересованности мы не увидели, - резюмировала Анна Чурманова.

Источник

Последние новости