Главное, с чего надо начать, – это освободить врачей от той работы, которую могут сделать их помощники.
Как театр начинается с вешалки, так верное и эффективное лечение «пляшет» от правильно поставленного диагноза. А сделать это не так-то просто.
Вот и получается, что человек всю жизнь боится умереть от рака крови, а погибает от стенокардии. Кто-то скажет, что в век современных технологий подобное уже не возможно, но, как говорят наши читатели, очереди в поликлиниках, невнимательные врачи, отсутствие современных инструментов - эти и другие причины, приводят к тому, что многие просто избегают походов в медучреждения.
Такой подход в корне неверен, считает заместитель главного врача Нижневартовской окружной клинической больницы, депутат Думы Нижневартовска, член ВПП «Единая Россия» Алексей Сатинов. Отказываясь от обследований, люди рискуют тем, что многие заболевания, которые на начальных стадиях лечатся достаточно неплохо, превращаются в неизлечимые.
Согласны с этим утверждением, но что делать рядовым нижневартовцам, с боем, например, прорывающимся на обследование УЗИ?
Вопросов к медицине, как и претензий, сегодня, к сожалению, у горожан немало. Но выход из этой ситуации, как и из другой – хронические очереди в поликлиниках, по мнению Алексея Владимировича, есть. И он лежит на поверхности.
Даешь третью смену
- Что ни день, то звонок от читателя. Например, пенсионерка Нина Шелкова говорит, что третью неделю не может выяснить: есть у нее камни в почках или нет? Получить талон на бесплатное ультразвуковое обследование – можно расценивать, как настоящее чудо.
- Проблема действительно есть. Но, поверьте, она решаема. Все то оборудование, которое есть в поликлиниках города, должно использоваться на полную мощность. Поясню. Например, не должно быть, чтобы врач работал с 8 до 14 часов, а потом кабинет закрывался. Надо организовывать, если это требуется, трехсменную работу. Возьмем любой частный центр, или клинику за рубежом. Там именно таким образом выстроена работа. Поверьте, узи тех же почек, сосудов нижних конечностей можно спокойно сделать и вечером, процедура не требует от человека определенной подготовки. Точно в таком же режиме должно работать и МРТ, КТ, тогда мы снизим градус напряженности.
- Уже предвижу реакцию ваших коллег по цеху. Ответят просто: у нас не хватает специалистов.
- В любом медицинском учреждении города (поликлиника или больница) есть определенные проблемы с кадрами, но руководитель может и должен найти выход. Например, департамент здравоохранения Югры сейчас обсуждает такой вариант, как описание того же исследования МРТ через удаленный доступ. Скажем, лаборант провел вам диагностику, а описывает результат дистанционным способом, скажем, врач нашей больницы. Другими словами, диагностическую службу надо объединять. Другого выхода нет. В нашем учреждении, например, сейчас решается вопрос о том, чтобы МРТ работало в третью смену. Если у пациентов есть в этом необходимость, то другого пути просто не вижу. Мы живем во времена инструментальной диагностики. У нас есть возможность получить точный диагноз. Что такое 1,5-2 месяца ожидания исследования? Это, прежде всего, упущенное время. Сегодня именно инструментальная диагностика должна стать во главу угла.
- Как у вас в учреждении?
- У нас каждый день обследование на КТ, в круглосуточном режиме, проходят до ста человек. Помогаем мы и коллегам из других медучреждений, проводя обследование их пациентов у себя.
Метод кнута и пряника (подзаголовок)
- Знаете точку зрения главы региона Натальи Комаровой по поводу очередей: когда медицинское учреждение будет отвечать рублем за неисполнение стандарта, это настроит специалиста на качественную работу. Согласны с этим мнением?
-Мы вновь возвращаемся к вопросам, которые остаются на повестке дня - первый из них: нехватка специалистов, в том числе, так называемых «узких». Но как профессионал в сфере медицины хочу сказать, что проблема решаема. Порядок нужно наводить. То, что происходит сегодня, действительно, раздражает население. Надо двигаться по нескольким направлениям. Я всегда исхожу из посыла: нам не надо ничего придумывать. Разумеется, у Нижневартовска есть свои особенности, но они не настолько глубокие, чтобы придумывать новую систему оказания поликлинической помощи. Рядом с нами Сургут. Почему бы не съездить туда и не изучить их опыт? Надо взять лучшие практики и применить их у нас. Самое главное, с чего следует начать – это освободить врачей от той работы, которые могут сделать их помощники – фельдшера, медсестры, возможно, администраторы. Как только докторов освободим, появится время для осуществления полноценного приема, так что я согласен с главой региона: не можешь навести порядок – отвечай рублем.
- В начале года департамент здравоохранения Югры обязал всех главрачей и их заместителей иметь сотовые телефоны, чтобы стать для населения по-настоящему доступными. На ваш взгляд, эта практика оправдала себя?
- В отношении первых руководителей мнение, честно скажу, двоякое. Что касается заместителей – да, это хорошая практика. У меня этот телефон
находится постоянно. В ночное время он у старшего врача, который отвечает за оказание помощи. Разумеется, для наших пациентов – это возможность быстро связаться с врачом, когда что-то не срабатывает. И поверьте, звонки, есть. Еще чем хороша эта практика? Она помогает выявить срез существующих проблем. Давайте начистоту. Если руководитель отделения захочет скрыть какие-то факты, то пациент обязательно об этом сообщит. Так что для нашего учреждения – это оказалось хорошей практикой.
- Обратили внимание на тот факт, что у заведующих городских поликлиник (детской и взрослой) сотовых телефонов нет.
- А они и не нужны. Заведующий вообще должен быть всегда доступен. Зачем ему звонить? Пришел пациент, у него что-то не получается. Кто первый на очередь в решении его проблемы? Разумеется, заведующий. Извините меня, но они должны работать в поле, а не сидеть в кабинете. Пройдись, по своей родной поликлинике и посмотри, что у тебя творится.
- Это вы вынесли из собственного опыта?
- У меня, как и у других нашей врачей, есть дежурства. Работаю и в приемном покое , принимаю пациентов, поступивших по «скорой». Это тоже отличная возможность, заметить огрехи родного медучреждения. И от подобной практики не готов отказаться.
- Некорректный вопрос можно? Многие медработники сегодня утверждают, что в результате реформ в здравоохранении, зарплата у них снизилась, а не выросла.
- Я тут как раз на днях запросил данные по средней зарплате нашей больницы. Могу привести точные цифры по октябрю. Врачи получают до 132 тыс. рублей в месяц. Медицинские сестры – 61 тыс., младшие медицинские работники – 47 тыс. рублей, так что мы указ Президента РФ выполнили. У нас были повышения окладов. Конечно, если человек будет работать на одну ставку, наверное, ему будет недостаточно. Но у нас есть ночные дежурства, разрешается совмещение. Квалифицированный труд, считаю, оплачивается достойно. И это тоже обязанность любого руководителя учреждения здравоохранения - сделать так, чтобы его люди могли зарабатывать. И неплохо.
Вместо эпилога
Строго говоря, подводить окончательные итоги Года здоровья еще рано - работа продолжается. И все прекрасно понимают: здоровье человека - настолько хрупкая и ценная штука, что простыми, формальными отчетами здесь не отделаешься. Важно постоянно добиваться реальных изменений в системе. Сегодня Нижневартовск ждет завершения строительства новой больницы. Именно этот многопрофильный центр снимет немало проблем.
"Материал подготовлен в рамках муниципального контракта с Думой города Нижневартовска."
Читайте также
Последние новости