Делегация Югры во главе с губернатором округа Натальей Комаровой приняла участие во Всероссийском форуме «Наставник», состоявшемся в Москве с 13 по 14 февраля под эгидой Агентства стратегических инициатив. Победителем конкурса «Лучшие практики наставничества» в номинации «Дети учат детей» (3 место) стала ученица 10 класса средней общеобразовательной школы № 1 из п. Пойковский Полина Никифорова.
Делай, как я
Наставничество – вроде бы слово из советского прошлого. На заводе когда-то неопытного выпускника ПТУ, чтобы тот стал фрезеровщиком шестого разряда, обязательно прикрепляли к мастеру – наставнику. Тот и ремеслу обучит, и жизни заодно.
Новое – хорошо забытое старое, но на другом витке развития. Кстати сказать, во многих странах мира эта практика прижилась: в Канаде, Франция, Германии…
Одним, словом талант нуждается в огранке. В этом смысле наставник – это тот, кто помогает человеку раскрыть его дарования, делая это бескорыстно. Приветствуя в первый день участников форума первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко рассказал анекдот о том, чем комиссар отличается от замполита.
- Комиссар говорит: «Делай, как я», а замполит: «Делай, как я говорю». Наставник – это комиссар, – резюмировал Сергей Кириенко. Он призвал возродить уникальную традицию передачи опыта и ценностей, заложенную в советское время.
- Форум и вся система работы по поддержке наставничества должны стать постоянными, – сказал он.
Такой позиции придерживаются и в Югре. Именно поэтому Ханты – Мансийский автономный округ оказался одним из лидеров по числу направленных заявок на конкурс.
Только факты
На форуме делегация из Югры была самой многочисленной - 195 человек. Для участия во Всероссийском конкурсе «Лучшие практики наставничества» от округа было направлено 220 проектов, в том числе 126 – в социальной сфере (социальное обслуживание, культура, спорт, здравоохранение, образование), 50 – в сфере бизнеса и предпринимательства, 13 проектов подготовила Общественная палата Югры. Два проекта вошли в финал конкурса:
Тренер - всегда наставник
На форуме я встретила Михаила Вторушина, директора Центра адаптивного спорта Югры.
Для него наставничество – ежедневная работа.
– Тренер в сфере адаптивного спорта – это всегда наставник, он сопровождает спортсмена на протяжение всей его спортивной карьеры – говорит он. – У нас сформировалась профессиональная команда тренерского состава.
Центр адаптивного спорта Югры представил на конкурс три проекта по наставничеству в социальной сфере. Первый – наставничество при осуществлении спортивной подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с поражениями опорно – двигательного аппарата.
– Член сборной округа и России Михаил Слинкин на протяжении последних шести – семи лет добивался высоких спортивных результатов в различных видах спорта, – продолжает рассказ Михаил Вторушин, – Мы подбирали ему спортивную дисциплину, в которой он мог бы наиболее ярко проявить себя, раскрыть весь свой потенциал. Начинал он с лыжных гонок, потом перешел в легкую атлетику, почти год назад – в сноуборд. И сегодня Михаил является единственным спортсменом от автономного округа, который отобрался на участие в Зимних Паралимпийских играх в Южной Корее. Это успех. Если еще учесть, что на Паралимпийские игры отобраны всего 34 спортсмена, и один из них – наш Михаил.
Второй проект – Сборная команды автономного округа по следж–хоккею:
- У нас сформировалась сильная группа наставников по данному виду спорта. В 2014 году сборная России дебютировала на зимних Паралимпийских играх, и в этом виде спорта выступила триумфально, заняв второе место. Ни для кого не секрет, что игроки готовились в тех регионах, которые развивают этот вид спорта. Таких всего семь-восемь в России, в их числе – Югра. Мы считаем, что у нас сформировалась правильная и грамотная программа наставничества, потому что после 2014 года по настоящее время в сборную команды России по следж–хоккею входит девять человек и мы готовы этот опыт передавать и транслировать на территории других регионов.
Третий – это волонтерство в сфере адаптивного спорта.
- Этот год объявлен президентом страны Годом добровольчества. Центр адаптивного спорта уже четыре года развивается в этом направлении - мы обучаем особенностям работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья на различных спортивных мероприятиях, - рассказал Михаил Вторушин.
Кого бережет «Берегиня»
Татьяна Емелина, директор бюджетного учреждения автономного округа «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» очень волновалась за Павла Калёнова.
На конкурс в номинации «Наставничество в социальной сфере» был представлен проект «Профилактика семейного неблагополучия путем развития института наставничества «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я»
По словам Татьяны Емелиной, Павел Иванович, работающий заместителем директора филиала по корпоративной защите акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», по велению сердца – наставник. Неслучайно он стал председателем попечительского совета социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня»,
– Наставничество вошло в жизни нашего центра в 2010 году, – рассказывает директор Центра, – И вот уже 8 лет мы реализуем эту программу. Вспомнили опыт Советского Союза – шефство, ведь эта практика хорошо себя зарекомендовала. Так в каждом отделении нашего центра появились шефы: у кого – пожарная часть, у кого – Трансгаз… Составили план, подписали соглашение, и начали проводить совместные мероприятия. Так родился клуб наставников.
По ее словам, вскоре наставники стали курировать не только ребенка, но и всю семью:
- Этот процесс, конечно, сложный, долгий потому что должно быть согласие ребенка, согласие родителей. Павел Иванович был среди первопроходцев этого дела. Когда–то в нашем посёлке он был начальником милиции, потом ушел в отставку, на пенсию. Как–то помог нашему мальчику, совершившему правонарушение, исправиться, можно сказать, спас его от заключения. Много с ним беседовал, подставил в тяжелое для мальчишки время плечо. Мы избрали Павла Ивановича председателем нашего попечительского совета, он стал депутатом районной думы. Неравнодушный человек, только такие и могут быть наставниками….
Если говорить в цифрах, то за последние два года наставникам, работающим при центре, удалось снять 45 несовершеннолетних с индивидуального профилактического учета. Ни один воспитанник учреждения не был помещен в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, за 2017 год не совершено ни одного самовольного ухода воспитанников. И хотя проект не стал победителем конкурса, главное, по словам Павла Ивановича, в другом.
- Мы помогаем становиться нашим подопечным успешнее, добрее, отзывчивее, – говорит он.
Дети учат детей
Как уже было сказано, призером конкурса в номинации «Дети учат детей» (3 место) стала Полина Никифорова. Заслуженную награду ей вручила министр образования и науки Ольга Васильева. Проект юной югорчанки «Антикафе «Территория Наставничества» вызвал заметный интерес на форуме.
Отметим, что проект реализуется в школе с 2016 года. Это публичная площадка, где дети и подростки могут получить знания, умения, консультацию от старшеклассников, друг от друга, выпускников школы, педагогов, и главное - живое общение, которого так сегодня не хватает подросткам в век цифровых коммуникаций.
- Антикафе «Территория общения», позволяет тинэйджерам рационально и с пользой использовать свое свободное время, найти наставника, проявить свои скрытые таланты, отдохнуть в компании сверстников, узнать последние новости, обменяться знаниями и навыками, – говорит Полина.
Какова же эффективность проекта? 80 % получателей услуг, как показал соцопрос, отмечают повышение оценок по учебным предметам 8% научились играть на гитаре, 24% получили рекомендации по профессиональному самоопределению, 17% приобрели уверенность в себе и своих силах. «По данным соцопроса, 47% опрошенных учащихся 8 – 10 классов предпочитают провести субботний вечер в нашем антикафе», – говорит школьница.
Не рядом, но вместе
Югра, отметим, вошла в первую тройку регионов России, где подключились к проекту «Наставники: не рядом, а вместе». Я только на форуме узнала, что идея была подсмотрена в Чили. Там есть фонд «Belen Educa», который уже больше 10 лет реализует институт наставничества. Известные люди, руководители компаний, государственных структур лично выступают наставниками для детей из бедных семей. И, как рассказывает Чупышева, 75% условно выпускников этой программы поступили в вузы, вышли абсолютно на другой уровень жизни, вырвались из бедности и нашли дело, которое из увлекло.
Цель проекта наставничества – помочь детям и молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в развитии и поиске своего места в жизни – пришлась по душе команде губернатора Югры. Подопечными главы региона и ее заместителей стали подростки от 15 до 17 лет – воспитанники центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Радуга» Ханты – Мансийска, а также выпускники центра в возрасте от 18 до 23 лет.
Так было сформировано 10 пар «наставник – подопечный». Проект лег не на пустую почву – в нашем регионе опыт наставничества наработан общественниками Нягани, в числе которых члены общественных организаций «Городской родительский комитет» и «Союз добровольцев России». Большую подвижническую работу в этом направлении ведет Центр помощи детям «Северяночка». Няганцы стали вдохновителями участия Югры в данном проекте. Затем к этой работе подключился Нижневартовск, где в роли наставников выступили руководители города.
Подопечной губернатора стала Таисия Шаламова. Сегодня она говорит, что ей с наставником повезло. Но и губернатор считает, что этот опыт лично для неё был крайне важным.
…Наставник – слово из недалекого прошлого. Но в его корне – настоящее. Такими настоящими стали люди, которые выводят в мастера тех, кто их младше, неувереннее, неопытнее. Но завтра они сами готовы учиться у своих окрепших подопечных.
Как когда-то сказал поэт: Учитель воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться!
Елена Немчинова, заместитель директора Департамента социального развития Югры:
Участие Югры в движении наставничества - очень важное дело. Многие люди этим всю жизнь занимаются. Если ты педагог, ты все равно наставник, если ты руководитель на предприятии, у тебя работает много молодежи, ты все равно – наставник. Только люди этого даже иногда не осознают. А сегодня, я так понимаю, государство говорит: это на самом деле очень даже важная тема, и нам нужно ее ввести в некую составляющую государственной системы. Появилась новая профессия - тьютор. Это специалист, который сопровождает, например, ребенка с ограниченными возможностями, в школу, помогает ему в социализации. И это понятие появилось на законодательном уровне, что очень ценно….
Читайте также
Последние новости