Следующая новость
Предыдущая новость

Взлетная полоса

16.03.2018 21:56
Взлетная полоса

Пассажира, прилетевшего в Сургут впервые, наш аэропорт поражал во все годы своего существования. Сегодня – широкофюзеляжными Boeing-767-200, Boeing -767-300 и даже Airbus A-330-200 на летном поле, телескопическими трапами вместо автобусов, достаточно просторными и комфортными залами прилета и вылета.

Аэропорт федерального значения

Последнее заявление кому-то может показаться спорным: до зон вылета московских аэровокзалов (того же Внуково, например) помещениям «воздушных ворот» Сургута, конечно, далеко. Но ведь у аэропортов и статусы разные.
А если сравнивать наш аэропорт с авиавокзалами большинства региональных центров страны, по крайней мере, от Краснодара до Омска (Воронеж даже не рассматриваем), то преимущество явно в нашу пользу. За 2017 год сургутский аэропорт принял и отправил
1 723 312 человек. Для сравнения: аэропорт Омска – 963 тысячи, Воронежа – 600 тысяч. А вот тюменский аэропорт «Рощино» нас обогнал: он обслужил 1 млн 830 тыс. пассажиров. Но ведь и Сургут – не столица региона. Да и реконструкции, в отличие от Тюмени, у нашего аэровокзала уже давненько не было.
Впрочем, 20 лет назад сургутский аэропорт тоже удивлял. Лично я отлично помню аэропорт Сургута начала 90-х, когда пассажирам «ближних» рейсов, к примеру из Томска, выполнявшихся «АНами» и «ЯКами», приходилось в любую погоду от трапа до здания аэровокзала топать ножками. Волоча за собой чемоданы и очень часто целые мешки: 20 кг овощей плюс две-три трехлитровых «баночки» с домашней консервацией в качестве гостинца с большой земли в те годы были делом обычным. В отличие от достаточного количества транспорта для подвоза пассажиров и багажа, его хватало для обслуживания больших, в основном московских рейсов.
Впрочем, неудобство от этого испытывали не все пассажиры. Женщин, как правило, оно не касалось: помогали пассажиры-мужчины, причем по своей инициативе, без просьб. И такое отношение оставляло незамеченным существенный недостаток сургутского аэропорта 90-х… Который, впрочем, и в те очень непростые годы был одним из самых передовых в стране. Но тем не менее без «дозаправки» от градообразующих предприятий и бюджета Сургута продолжить полет у предприятия в те времена вряд ли бы получилось.

Пассажир голосует рублем
Участие в создании акционерного общества «Аэропорт Сургут» экс-глава города, сегодня депутат Государственной думы Александр Сидоров выделяет как особую страницу своей биографии. И это можно понять: пришлось немало потрудиться, чтобы на базе предприятия «Сургут-авиа» создать акционерное общество открытого типа «Аэропорт Сургут». Причем не просто оформить бумаги, а привлечь деньги, и деньги немалые. Даже не самая бедная в те годы городская казна выделить необходимое количество средств не смогла бы. Потому градоначальник предложил «скинуться» руководителям крупных предприятий. Большая часть на предложение откликнулась. К примеру, Юрий Важенин – в те годы руководитель Сургутгазпрома, компании, правопреемница которой – ООО «Газпром трансгаз Сургут» — и сегодня является одним из значимых акционеров компании «Аэропорт Сургут». В «долю» вошли также Сургутский ГПЗ, Сургутнефтегаз, Тюменьэнерго, Колавиа и ЮТэйр. Как самостоятельное юрлицо «Аэропорт Сургут» начал свою производственную деятельность в 1994 году.
Новое тысячелетие стало новой эпохой и для воздушных ворот нашего города. В 2001 году аэропорт Сургута открыл международный сектор с пропускной способностью 150 человек в час. И ввел в эксплуатацию новый сектор вылета, позволяющий обслужить за час 600 человек. В тот знаковый год сургутский аэропорт смог обслужить 786 410 пассажиров, а в 2017 году – без малого на миллион больше! По большому счету, при тех же технических параметрах: строительства нового терминала или просто расширения существующего все еще не произошло.

Перезагрузка от перегрузки
Как в существующих условиях «перегрузки» предприятию удается не только не терять, а даже набирать высоту, «Сургутской трибуне» рассказал генеральный директор ОАО «Аэропорт Сургут» Евгений Дьячков.
— В прошлом году наше предприятие по количеству обслуженных пассажиров установило новый рекорд: 1 723 312 человек, что на 15,7 процента больше показателя прошлого года. А полуторамиллионного пассажира мы встретили еще в ноябре, на месяц раньше обычного, что в истории нашего аэропорта тоже произошло впервые.

— То есть почти в три раза больше, чем в 2001 году, когда произошла последняя модернизация? Но по количеству людей в здании аэровокзала это заметно только в часы пик. Большой толпы нет. Как вы смогли этого добиться?
— Пока проблему удается решать. Прежде всего – с помощью технологий. К примеру, мы запустили систему самостоятельной регистрации, которая позволяет значительно сократить время прохождения предполетных процедур и избежать очередей. Ею, кстати, можно воспользоваться даже при путешествии с багажом. Обновили сайт. Теперь он в режиме реального времени информирует о прибытии и отправлении воздушных судов и является отличной площадкой для получения обратной связи: к примеру, в случае утери пассажирами личных вещей для поиска создан раздел «Бюро находок».
Второй инструмент – логистика. Мы внедрили новые схемы трансферной перевозки — и пассажиров и багажа. Они позволяют людям быстрее проходить предполетные формальности. Проработали оперативные схемы размещения людей в гостиницах – для пассажиров, чьи рейсы по тем или иным причинам задерживаются. Сургутский аэропорт можно и нужно развивать как трансферный транспортный узел, мы это смогли доказать успешной программой по обслуживанию рейсов из Норильска, которую начали в прошлом году.

— Сколько направлений сургутский аэропорт обслуживает сегодня?
— 30. Географией полетов мы очень дорожим, потому предоставляем скидку на обслуживание авиакомпаниям, открывающим новые маршруты или выполняющим большое количество рейсов. Для таких партнеров существует программа лояльности. Нам интересно, чтобы авиакомпании работали с нами не только в периоды отпусков – высокий сезон, а круглый год. И если география расширится, мы будем только рады.

— А возможности позволяют?
— Пока да. На сегодняшний день аэропорт готов к приему и обслуживанию более 40 видов самолетов, в том числе и дальнемагистральных пассажирских самолетов. Boeing-767-200, Boeing-767-300 – с июля 2012 года, а 5 ноября 2017-го на наше летное поле впервые приземлился Airbus A-330-200. Эти самолеты обслуживают международные рейсы.
Мы со своей стороны тоже работаем над повышением комфорта: в частности расширили международный сектор – изменили зоны приема багажа, регистрационных стоек и паспортного контроля. Переоборудовали зал ожидания – поменяли кресла. Но, пожалуй, главное – открыли в международном секторе новый зал прибытия.

— Как вы считаете, предприятие продолжит «набирать высоту»? Или существующей уже достаточно?

— «Набор высоты» придется продолжать, это требование времени – наших пассажиров и партнеров-авиакомпаний. Экономика Сургута и ближайших городов в благополучии нашего аэропорта играет большую роль. Но особенно важен второй фактор — наличие базовой авиакомпании «ЮТэйр», которая обеспечивает нам хорошую маршрутную сеть и стабильный пассажиропоток. Сейчас уже можно с уверенностью говорить, что авиапредприятие вышло из кризиса, вернув лидирующие позиции в отрасли сразу по нескольким направлениям, в том числе по количеству региональных маршрутов. Но я не думаю, что компания остановится на достигнутых показателях. А, значит, будем расти и мы.
Напомним, выйти из кризисной ситуации якорному арендатору аэропорта Сургут – АК «ЮТэйр» в 2015 году финансово помогло правительство региона, вложив 11,5 млрд рублей в акции компании, выпущенные допэмиссией, и тем самым увеличив долю своего участия до 38,8 % от уставного капитала. У Югры есть и доля активов ОАО «Аэропорт Сургут»: региональному правительству принадлежит 20 % акций компании.

Источник

Последние новости