Почти полтора века прошло с того момента, как корвет Николая Миклухо-Маклая встал на якоре около северо-восточного побережья Новой Гвинеи. Тогда Николай Николаевич больше года прожил бок-о-бок с папуасами.Этой осенью праправнук Николая Миклухо-Маклая и его полный тезка решил повторить путешествие своего знаменитого предка. В день этнографа, который в России отмечается 17 июля, «МК» рассказывает об этой уникальной экспедиции.
Фото из личного архива Николая Миклухо-Маклая.
Северо-восточную оконечность Новой Гвинеи, куда в 1871 году высадился этнограф, сейчас называют Берегом Маклая. Здесь Николай Николаевич выстроил себе хижину, здесь же познакомился с папуасом по имени Туй — самым храбрым из племени. Туй стал для ученого экскурсоводом в первобытный мир. К слову, за год в Санкт-Петербурге Николая Николаевича посчитали умершим, в газетах ему даже опубликовали некрологи. Когда очередной корабль заглянул в воды залива у берегов Новой Гвинеи, чтобы забрать закопанные в условленном месте дневники, экипаж был очень удивлен, увидев ученого живым и здоровым. К тому же, достигнувшим влияния среди папуасов. Местные называли Маклая «тамо боро рус» — что можно перевести как очень великий человек из России или человек с Луны.
Экспедиция праправнука Маклая, старт которой назначен на 11 сентября, по плану должна не только прожить 12 дней в деревне, представители которой приняли этнографа, но и встретиться с потомкам того самого Туя.
- Деревня, куда мы отправимся, называется Бонгу. Именно оттуда был первый друг Николая Николаевича Туй. Чем интересна эта деревня? Наблюдая за местными жителями, мы сможем проследить развитие человека под влиянием внешних факторов, факторов глобализации, культурного обмена. Мы не можем это сделать на примере жителей ни одного другого уголка света. Ну не застали мы людей каменного века в других уголках планеты, - объяснил «МК» руководитель экспедиции Николай Миклухо-Маклай.
Для этнографа самым сложным испытанием во время его пребывания на острове был не климат и не отсутствие благ цивилизации, а общение с папуасами.
- Мой прапрадед был полиглотом, знал очень много языков. Но местное наречие оказалось очень сложным для заучивания. В своих дневниках Николай Николаевич пишет, что несколько месяцев у него уходило на то, чтобы выучить определенный блок слов. А потом оказывалось, что с местным населением они не поняли друг друга, и что это были совсем не те слова. Но из своей первой экспедиции предок привез словарь, насчитывающий 350 слов.
Именно эти выражения легли в основу общения между папуасами и участниками следующей экспедиции, состоявшейся спустя сто лет после посещения острова Маклаем. Эта экспедиция проводилась в 1971 году. Больше на остров наши ученые с научными целями не заглядывали.
- Вообще папуасы - превосходные артисты. Участникам предыдущей советской экспедиции они продемонстрировали пантомиму, как Маклай пришел к ним в деревню, лег и заснул. Так что понять их даже без слов будет легко. Но мы выучим все выражения, которые записал Николай Николаевич — с них и начнем общение. Следует также знать, что сейчас у папуасов в ходу ток-писин и пиджин-инглиш - смесь местных диалектов с упрощенным английским. А вообще на этой территории живут более 800 различных племен, и у каждого свой язык, - пояснил Николай, возглавляющий Фонд сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая.
В дневниках этнографа есть интересный момент: перед туземцам ученый разбил бутылку и подарил каждому новому знакомому по осколку. Потом дикари приспособили их для своих нужд — вместо ножей и бритв. Впрочем, были и другие приспособления, которые ученый подарил папуасам.
- До прибытия моего прапрадеда на остров у местных не было железных топоров — только каменные. Вместе с самим железным орудием туземцы переняли у Николая Николаевича и слово «топор». До сих пор его используют. Есть у них в обиходе и еще одно наше слово - «кукуруза». Николай Николаевич привез на остров зерна этого растения, высаживал их. Со временем этим же стали заниматься и туземцы. А вообще он много благ цивилизации старался не завозить. Его задача была не изменить мир местных, а наоборот наблюдать за ним, изучать. До него ведь туземцев не считали за людей. Их называли промежуточным звеном между обезьяной и человеком. Николай Николаевич же смог доказать, что они такие же люди, как мы, но на другом этапе развития.
Фото из личного архива Николая Миклухо-Маклая.
- Участники вашей экспедиции что-то привезут в дар местным жителям?
- Да, они попросили у нас генератор и холодильник. У них ведь в деревнях до сих пор нет электричества, но есть возможность где-то покупать бензин для генератора или пользоваться солнечными батареями, которые мы им также хотим передать. Холодильник же им нужен, чтобы не заниматься добычей рыбы каждый день, а заготавливать впрок.
- Насколько их цивилизация изменилась за 150 лет?
- Мы этого даже представить не можем, ведь предыдущая экспедиция от нашей страны гостила у них сорок лет назад. Знаем, что у них сейчас есть радио, батарейки, но использовать эти предметы они не любят. К слову, как раз научная часть нашей поездки будет посвящена изучению быта папуасов. Например, представитель Кунсткамеры везет с собой рисунки, которые сделал Николай Николаевич. Мы продемонстрируем их папуасам и попытаемся понять, что из этих орудий и украшений до сих пор используется, а что утеряно навсегда. Своя научная программа есть у Института этнологии и антропологии РАН; исторического факультета МГУ.
Пока диалог между участниками российской экспедиции и папуасами осуществляется через сэра Питера — австралийца с папуасским гражданством, который заботится о жителях берега Маклая, привозит им все необходимое.
- Сэр Питер даже выстроил на побережье школу имени моего прапрадеда на 30 учеников. Мы хотели бы привезти учебники для этих ребят, - поделился планами Николай.
- Кстати, во времена, когда у папуасов гостил ваш прапрадед, они представляли, откуда он приплыл?
- Знали, что издалека, из деревни Россия. У них ведь не было представления о том, что в мире есть города, страны. Для них мир — это много-много деревень. Естественно, сейчас те, кто учатся в школах, в курсе основ современной географии.
Изначально, участники экспедиции предполагали отправиться в Папуа-Новую Гвинею на автомобилях, используя паромные переправы. Но просчитав логистику, поняли, что просто не успеют к назначенному сроку. Выбрали более простой вариант — на самолетах. 11 сентября участники планируют вылететь из Москвы, через 2,5 дня будут в столице Папуа-Новой Гвинеи. Вернется домой отряд через Австралию ориентировочно спустя месяц. Как рассказал Николай, особых прививок перед полетом делать не требуется. Участники поездки возьмут с собой профилактические средства против малярии, укусов змей и других тропических неожиданностей.
Фото из личного архива Николая Миклухо-Маклая.
- Конечно, наша экспедиция не такая опасная, какой она была во времена Николая Николаевича. То путешествие ведь было страшнее, чем полет на Луну. Во время освоения спутника Земли не было смертельных прецедентов, все долетали живыми. А с Новой Гвинеи до моего прапрадеда живым никому из европейцев не удавалось вернуться, - говорит Николай.
К слову, в дневниках Миклухо-Маклая есть интересный пример бесстрашия ученого. Когда он высадился на берегу, к нему подошел папуас и пантомимой показал, что стоит судну скрыться за горизонтом, придут люди из других племен и убьют «белого человека». Но этнограф сделал вид, что не понял посла и подарил ему гвоздь. Просто, чтобы папуас отвлекся на железный предмет, который видел впервые. Такая удивительная дипломатия.
Читайте также
Последние новости