В то время как левые прогрессивные активисты в США на каждом углу видят русского шпиона, существует вполне реальная возможность, что Вашингтон и Москва договорятся между собой, и довольно скоро, причем для этого есть весьма веское основание.
У обеих стран есть причина опасаться предстоящих изменений международного порядка, которые негативно отразятся на их положении. И, как учит нас история, растущее влияние новой мировой державы, бросающей вызов международному порядку, может заставить даже заклятых врагов объединить усилия, и довольно быстро.
Речь, разумеется, идет о растущем и все более могущественном Китае. Никого не должно шокировать это утверждение. Вполне можно допустить, что мы находимся на пороге колоссального сдвига, суть которого в том, что Америка и Россия увидят друг в друге инструмент, с помощью которого можно победить более крупного врага. И здесь следует выразиться предельно ясно: если прогнозы подтвердятся, китайская экономика в ближайшем будущем превзойдет американскую и российскую вместе взятые. А поскольку растущая экономическая мощь неизбежно превращается в военное превосходство, суть происходящего абсолютно очевидна.
Можно взять в качестве примера общие стратегические перспективы для Америки. Вашингтон сталкивается в лице Пекина с явной и реальной опасностью, поскольку последний не скрывает намерений кардинально изменить международный порядок в свою пользу. После окончания холодной войны две страны перестали быть близкими партнерами, и то, что пришло в свое время на смену взаимному страху и поддерживало жизнеспособные отношения – прочное экономическое и финансовое партнерство – разваливается с каждым днем. Благодаря кражам интеллектуальной собственности со стороны Китая, огромному дефициту торгового баланса, который стал причиной бегства миллионов рабочих мест из Америки в Китай, а также краже военных секретов, вероятно, на триллионы долларов, Пекин стремительно превращается в смертельного врага Вашингтона.
Надо сказать, что на этом проблемы не кончаются. У Америки и Китая есть многолетний список геополитических проблем, которые могут в любой момент привести к эскалации напряженности и даже, возможно, к вооруженному конфликту в будущем. Начиная от Южно-Китайского и Восточно-китайского морей и заканчивая Тайванем, судьба которых фактически определяет общие водные пути и проливы Азии, обе страны, похоже, неминуемо ожидает ожесточенное соперничество за доминирование не только в Азии, но и в целом в Индо-Тихоокеанском регионе.
Россия, хотя она, вероятно, не захочет признать это уже сегодня, имеет собственные серьезные проблемы с Китаем. Пока что Москва и Пекин говорят о тесном партнерстве, растущих экономических связях, энергетических сделках и масштабных продажах самой современной российской военной техники. Отношения между двумя великими державами выглядят безоблачно, по крайней мере, на поверхности.
Однако, все это ненадолго. В долгосрочной перспективе у Москвы имеются веские причины для тревоги, когда речь заходит о намерениях Пекина. Во-первых, следует упомянуть о масштабной инициативе «Один пояс, один путь», которая свяжет между собой огромные территории бывшего Советского Союза в Центральной Азии и втянет их в орбиту китайского влияния. В сочетании с обширными энергетическими сделками между этими бывшими советскими республиками и Пекином, а также колоссальными преимуществами сотрудничества с Китаем по сравнению с сотрудничеством с Россией, у Москвы есть все основания беспокоиться о том, что страны ближнего зарубежья, как их любят называть в России, могут со временем попасть под полный контроль Китая.
Далее, имеется неблагоприятный баланс в сфере вооружений, который с течением времени будет работать против Москвы. Поскольку Китай по-прежнему получает некоторые из самых передовых российских образцов военной техники, таких как зенитно-ракетный комплекс С-400 и истребитель Су-35, по всей вероятности он будет воспроизводить их у себя, как это уже было не раз в прошлом, – только для того, чтобы включить эти системы в список отечественных вооружений или продавать их по гораздо более низким ценам на мировом рынке, напрямую конкурируя с Россией. Еще большую опасность представляет то, что российские вооружения могут быть использованы даже против нее самой в случае столкновения между двумя странами, а история показывает, что такой сценарий нельзя полностью исключать.
И, наконец, у России и Китая неоднозначная история взаимоотношений, и Пекин вполне может однажды захотеть получить компенсацию за прежние обиды и несправедливости. Когда китайские официальные лица говорят о веке унижений, многие считают, что речь идет о неравных договорах и несправедливых отношениях с западноевропейскими державами. Однако, кое-кто из китайцев рассматривает территории азиатской России как неотъемлемую часть классического Китая, и однажды, когда он будет достаточно силен, Китай заявит о своих претензиях на эти земли, подобно тому как сегодня он поступает в отношении множества островов и водных путей в Южно-Китайском море. Если сегодня Китай претендует на контроль над Окинавой, почему не допустить, что в качестве следующей территориальной «премии» он видит Владивосток.
Хотя это может произойти нескоро, а столкновение между США и Россией из-за Украины или, скажем, Сирии, может задержать или даже уничтожить все шансы на политическую перегруппировку, тем не менее существует вполне реальная возможность сближения двух держав в будущем. В прошлом между разными странами возникало немало странных союзов. Хотя сегодня мы можем обоснованно рассматривать Россию как страну-изгоя, завтра она может стать нашим партнером в сдерживании общего врага. История и обстоятельства, как известно, абсолютно беспринципны.
Читайте также
Последние новости