Следующая новость
Предыдущая новость

Война и мир подполковника Вратила

Война и мир подполковника Вратила

Слово «армия» для большинства гражданского населения прочно ассоциируется со словами «граница», «передовая», «война». И факт существования воинской части в географическом центре России, которым является Сургут, сегодня у многих вызывает удивление. Зачем здесь армия, с кем ей воевать? Возможно, именно этими вопросами лет 15 назад и задалось Министерство обороны РФ, принимая решение о расформировании сургутской воинской части, стоявшей здесь с восьмидесятого года прошлого века. Может быть, были другие причины, к примеру – экономия. Но вполне вероятно, что воинская часть в центре Западной Сибири и всей страны вскоре может появиться вновь. Так считает подполковник запаса Виктор Вратил, большую часть жизни отслуживший в Сургутском военном корпусе, которым в последние годы командовал генерал Сергей Иванов.

Эшелон до БАМа не доехал
- Воинские части нашей бригады, а затем и корпуса стояли в Белоярском, Надыме, Новом Уренгое... Центром дислокации был Сургут. Хотя в 1980 году из Закарпатья мы ехали на БАМ – строить автодорогу вдоль Байкало-Амурской магистрали, а попали на Север: обустраивать месторождения, строить дома, здания промышленного назначения, а чуть позже и дороги. Практически все фундаменты домов на ул. Ленина построили наши солдаты, - рассказывает Виктор Вратил.
Воинская часть в Закарпатье в конце 60-х появилась для создания в регионе инфраструктуры, прежде всего – автодорог через перевал. Официально – в рамках подготовки СССР к Олимпиаде-80, но на самом деле объект имел и стратегическое назначение.
- Перевал радиусом всего 10-12 метров крупная техника преодолеть не могла. И в 1968 году во время чешских событий наша армия чуть не погубила на нем немало единиц техники, которые в итоге пришлось перебрасывать через Карпаты самолетами и вертолетами. Плюс надо было поднимать инфраструктуру, потому и создали нашу военную бригаду. К 1980 году 70 км дорог в горах мы пробили – свою задачу выполнили. И тогда было принято решение перебросить нас на строительство дороги на Байкал, - вспоминает ветеран. – О том, что эшелон перенаправили на Север, в Сургут, узнали уже в пути.

В том, что станет офицером, Виктор Вратил был уверен с детства. Но попасть в военно-десантное училище, как мечталось, не удалось. «Не взяли с весом 49 кг вместе с сапогами». Отец, кадровый военный, посоветовал военно-инженерное направление: дополнительная гражданская специальность лишней точно не будет. И оказался прав. Знания и навыки, полученные во время учебы, а затем во время службы в Закарпатье в начале 80-х не дали попасть капитану Вратилу на передовую во время службы в Афганистане.
- Ехал в Афган служить в дорожно-комендантской роте и обеспечивать безопасность передвижения наших войск по территории, а попал опять на стройку – строили госпиталь, дороги, казармы, ангары на кабульском аэродроме. И даже жилые дома. Несколько раз попытался доказать, что ехал не за этим, да разве будут в штабе слушать 30-летнего парня? Есть приказ – выполняй! – рассказывает ветеран.
В «горячую точку» глава семейства и отец двоих сыновей отправлялся уже из Сургута, в 1983-м, когда Советская Армия, долгое время пороху не нюхавшая, да и вся страна узнали про «груз-200».
- Жена с детьми в то время продолжали жить в Закарпатье – в Сургуте для них не оказалось ни жилья, ни работы, ни детсада. Перед отправкой в Афганистан я приехал к ним в отпуск, он всем в таких случаях положен. Ну что сказать? Рыдали... Но все обошлось.
О том, что так и не удалось попасть на передовую, Виктор Леонидович переживает до сих пор. По крайней мере, мне так показалось. Потому я не стала развивать эту тему в разговоре, но решила написать об этом. Строительство госпиталей, тем более в непосредственной близости от линии фронта - дело не менее значимое, чем участие собственно в боевых действиях.

Новый поворот
- У военных такое не редкость – когда получаешь одну специальность, а по жизни идешь совсем с другой профессией, - рассуждает подполковник запаса. - После Афганистана, вернувшись в Сургут, я стал заместителем начальника склада технического имущества, – прежде всего автомобильного. Затем стал начальником автомобильной службы военной бригады, а когда образовался корпус, стал начальником автомобильной военной инспекции Сургута. Была у нас и такая. Так что закончил я службу уже не столько как строитель и дорожник, сколько как автомобилист. И такие повороты в профессии случаются у очень многих военных. Офицер учится всю жизнь, даже в отставке. Иногда – у своих же солдат. К офицерской службе я приступил в 22 года, моим первым солдатам было по 24-25 лет. А один из них – 26-летний главный инженер Криворожского железобетонного завода! По этому виду работ он, по сути, и был у нас главным, а не я, знавший в теории, как дороги строить и ширину дорожного полотна рассчитывать... Кстати, армия давала профессию и солдатам. По множеству гражданских специальностей, при этом с квалификационными удостоверениями.

Подполковник запаса Виктор Вратил не исключает, что новый поворот может случиться и в армейской истории Сургута (они с женой решили его уже не покидать): реанимируют воинскую часть или создадут (пришлют) новую.
- Это в советское время от нас далеко до границы было. А сейчас? Сколько километров, например, до Казахстана? Ну или давайте на север посмотрим, где Ямал и Арктика. Сургут – это действительно логистический центр. И защищать в нем надо не только электростанции (в Сургуте для выполнения этой задачи существовала стрелково-зенитная батарея, но это другая история. - Прим. авт.). А если что-то случится, к примеру, с нашим мостом?.. Конечно, армия появится на нашей территории не сегодня и не завтра. Но она появится, она нужна. И понимание этого на уровне руководителей государства и Вооруженных Сил скоро придет, а может – оно уже есть...

Источник

Последние новости