Человек-легенда, режиссер, создавший уникальную Таганку... В 2017‑м Юрий Любимов отметил бы вековой юбилей. Революционный человек, родившийся в 1917‑м, увы, до столетия не дожил.Размах празднования обещают поистине любимовский: «Сто лет истории страны и человека» будут отражены не только на выставке в Музее Москвы, но и во множестве событий: музыкально-литературных программах, перформансах, кинопоказах, творческих встречах и лекциях. Такой разножанровый размах принципиально важен для отражения широты инструментария самого мастера. Не менее важен и географический охват: празднование пройдет по многим городам России, включая родину Любимова — Ярославль, а также выйдет за пределы Родины, в страны, где Любимов работал в период вынужденной эмиграции.
На пресс-конференции, посвященной запуску выставки «Любимов и время. 1917—2017», вдова Любимова, Каталин, режиссер Максим Диденко, директор Музея Москвы Алина Сапрыкина и художник Алексей Трегубов рассказывают, чем планируют удивлять зрителей. Однако Каталин подчеркивает: слово «мероприятия» ее супруг терпеть не мог. «События» — вот адекватное определение тому, что будет происходить.
Итак, первое событие — открытие в лучшем из залов музея («Провиантские склады») масштабной выставки «Любимов и время». «Проект разместится в зале площадью 2000 м². Это будет очень современная выставка, в пространство которой вмонтированы перформансы, — рассказала Алина Сапрыкина. — Прежде всего это будет рассказ о человеке с погружением зрителя в его жизнь. А город и история станут фоном или местом действия».
Стараниями театрального художника и куратора проекта Алексея Трегубова зал Музея Москвы превратится в «зеркальный коридор», попадая в который зрители смогут очутиться как бы внутри спектаклей, поставленных мастером, почувствовать себя свидетелями знаковых событий его жизни. Ощущение присутствия и погружения — вот чего добиваются создатели выставки, используя мультимедийные технологии. В экспозиции представят фото- и видеоматериалы, фрагменты репетиций, декорации к спектаклям и предметы искусства из коллекции Музея Москвы, а также театров и частных фондов. Тут же стенды с личными вещами, видеостенды — на них покажут пять документальных фильмов о жизни Юрия Петровича. Обещают воссоздать и знаменитый любимовский кабинет на Таганке.
Но центральным событием юбилейного проекта станет спектакль Максима Диденко «Десять дней, которые потрясли мир» по роману Джона Рида, описавшего революционные события 1917‑го. Это переосмысление знаменитого спектакля Любимова 67‑го года — интерактивный путеводитель по жизни страны и творчеству мастера. В нем заняты сразу три поколения актеров мастерской Дмитрия Брусникина, сам Брусникин и Вениамин Смехов. Спектакль-шествие будет идти ровно десять дней по всему выставочному пространству: зрители вместе с артистами совершат путешествие через главные творческие этапы работы Мастера.
Кроме того, в рамках празднования запланирована авторская программа актера театра им. Вахтангова Юрия Краскова (посвящение любимому писателю режиссера — Гоголю), полифоническое произведение композитора Павла Карманова с записью голоса Любимова, читающего Пушкина, а также мастер-классы, лекции, киновечер, творческие встречи с художниками, композиторами, музыкантами, соратниками и друзьями Юрия Петровича.
Три года назад Фонд Любимова создал именную премию режиссера, но не театральную, а общественную.
— Юрий Петрович ценил в людях профессионализм, — подчеркивает Каталин. — Два предыдущих года премия вручалась в Вахтанговском театре и «Новой опере», в этот раз церемония состоится на сцене Большого театра.
Двухмесячный марафон памяти Мастера завершит новая опера композитора Владимира Мартынова, многолетнего соратника Юрия Петровича, — «Упражнения и танцы Гвидо». Она прозвучит 26 октября, в последний день работы выставки, в исполнении артистов Детского музыкального театра им. Н.И.Сац.
Читайте также
Последние новости