Недавно на экраны вышел фильм Андрея Звягинцева, который рассказывает о современной семье, переживающей тяжелый развод. В череде конфликтов и бесконечных упреков супруги пренебрегают своим единственным ребенком, который чувствует абсолютную ненужность. После очередной ссоры мальчишка исчезает. Равнодушие и нелюбовь мамы и папы становятся причиной трагедии. К сожалению, подобные истории – это не вымысел, а реальная жизнь.
Кукушки
Каждый день специалисты управления по опеке и попечительству сталкиваются с совсем не киношными бедами и трудными судьбами детей, которые растут не то чтобы без любви, а без элементарного внимания. Только в минувшем году в Нижневартовске было выявлено 75 детей, которые остались без попечения родителей, и среди них только шестеро - без семьи из-за смерти родителей. Почти во всех остальных случаях дети просто оказались ненужными. К примеру, семеро малышей совсем не видели своих мам и пап – их оставили в родильном доме. А в 2016 году зафиксировано два других факта: ребятишек, которым еще не исполнилось годика – тех, кто еще не способен рассказать о себе и родителях, просто привозили к платным няням и не забирали. К слову, мам-кукушек до сих пор не нашли.
Как рассказывает начальник управления Виктория Матиевская, детей бросают не только пьяницы и наркоманы, а вполне приличные люди. Основная причина банальна – «не нагулялись». Бывает, что бабушки и дедушки, жалея своих деток, сами позволяют устраивать им жизнь, а воспитание внуков берут на себя. Но и это до поры-до времени. Вчерашний покладистый детка растет, и вот он уже неуправляемый подросток, с которым найти общий язык становится все сложнее. Да и возраст бабушек-дедушек дает о себе знать, плюс добавляется нехватка денег. Специалисты опеки нередко слышат в коридорах разговоры: мол, если речь пойдет о лишении родительских прав, ты не сопротивляйся, всем лучше будет - так напутствуют старики своих чад. Вместо того, чтобы призвать их вернуться в семью и стать настоящими мамой или папой ребенку. Многие предпочитают оставаться лишь биологическим родителем.
Так называемые «договорные» опеки, констатирует Виктория Матиевская, к сожалению, дело для многих обычное. Мотивация понятная. Судите сами: пособие в нашем округе на содержание опекаемого ребенка до 18 лет варьируется в зависимости от возраста от 19300 до 32 200 рублей в месяц. Не каждый такую зарплату получает. Плюс единовременные выплаты, оплата проезда,отдыха и лечения. И главное - перспектива получения квартиры по совершеннолетию. В этом смысле в нашей автономии работа налажена на отлично. Но заменят ли материальные блага семью? Вопрос риторический.
Впрочем, вариант, когда опекунами становятся родные люди, самый приемлемый. И даже закон говорит о том, что первоочередное право на опеку имеют именно кровные родственники. Однако не редки случаи, когда и родным людям дети не нужны. А первостепенная задача службы опеки – сделать так, чтобы ребенок воспитывался в семье. К слову, в Нижневартовске есть даже «профессиональные» родители - это приемные семьи, где мамы и папы получают вознаграждение за воспитание деток. И хорошо, что с каждым годом число таких семей растет. Если в 2016-м их было 42, то сегодня – уже 48. В общей сложности здесь растут 209 ребятишек.
Ребенок – это не вещь
Сегодня на учете в управлении состоят 38 семей, которые желают усыновить ребенка. Усыновить – значит получить все права и обязанности кровного родителя и не рассчитывать на какую-то помощь в виде квартир-путевок-одежды, хотя именно в Югре даже в этом случае семья не остается без государственной поддержки. Но вот просчитать мотивацию тех, кто хочет взять ребенка под опеку, их на учете сегодня 56, невозможно. То ли это действительно желание дать сироте семью, то ли заработать на нем, поскольку опекаемый получает приличные деньги, не понять даже опытным специалистам. Немало случаев, когда опекаемого ребенка в дальнейшем усыновляют. Но бывает и совсем наоборот – взяли и вернули. Как ненужную вещь вернули.
- Для меня лично было большим потрясением? когда нам заявили: мы отказываемся от опеки, потому что не смогли полюбить ребенка, - признается Виктория Викторовна. - Несмотря на то, что каждый будущий опекун или приемный родитель обязательно проходит школу замещающего родителя, эта учеба не дает гарантии на счастливое будущее. Научить «полюбить» невозможно.
Зачастую люди рисуют себе картинку идеальной семьи, где нарядный ребенок ходит по струнке, в доме порядок, пироги и воскресные прогулки по парку. Но жизнь – не красивый сюжет. Дети, не важно, где и в каких условиях они росли прежде – в антисанитарии и бедности или в благополучной семье – они все равно дети. Они балуются, болеют, и воспитывать их – это труд. Для кого-то он оказывается непосильным, а далее следует отказ с формулировкой: мы не полюбили.
Впрочем, иногда и сами дети отказываются от опекунов или приемных родителей и просятся обратно в детский дом. По закону - имеют право. При этом руководствуются тем же, чем и взрослые – собственной ленью. Семья – это труд. А в казенном доме что? Все на блюдечке с голубой каемочкой. Все, кроме любви.
Яблоко от яблони…
Равнодушие и нелюбовь, оказывается, могут передаваться по крови. Во всяком случае, если судить по тому, что в поле зрения опеки попадают целые «династии» людей-кукушек. Вчера маму или папу девочки лишили родительских прав, а теперь вот она и сама стала мамой, и прав на воспитание родного ребенка лишают ее. Кстати, чаще всего это родители, рожденные в 90-х.
Понятно, что главная цель государства – не отнять дитя, что бы там ни говорили злопыхатели. В Югре прилагается максимум усилий для того, чтобы сохранить полноценную семью. К профилактической работе подключаются не только органы опеки, но и образование, здравоохранение, социальная защита, полиция, комиссия по делам несовершеннолетних.
К сожалению, не всегда эта колоссальная работа имеет результат. Случаи, когда мамы и папы брались за ум, можно пересчитать по пальцам. Бывает, что претендент на лишение родительских прав приходит на суд уже со справкой о том, что закодирован, трудоустроен и выражает готовность исправить свои ошибки. Уже лишенные тоже порой «трезвеют», но таких очень мало. К примеру, в 2016 году в Нижневартовске восстановились в родительских правах всего два человека, в 2017-м - четыре. При этом за каждым этим случаем – целая система мер, направленных специалистами опеки на то, чтобы образумить родителей.
Но когда неблагополучие налицо, когда становится очевидным, что ребенок не просто ненужный, а живет действительно в опасных условиях, другого выхода, кроме как изъятие его из семьи, нет. И страшных случаев по вине горе-родителей происходит немало. Например, в одном из югорских городов пьяный мужчина забил до смерти четырехлетнего сына своей собутыльницы, другой изнасиловал семилетнего малыша, третий, пока пьяная мать спала, вынес девочку из дома и надругался над ней.
Найти и обезвредить
Работа органов опеки должна быть направлена на раннее выявление неблагополучия в семье. Но как его обнаружить, если начинается все с банального пьяного праздника или тихой попойки на кухне? А есть случаи, когда внешне в семье тишь да гладь, но ребенок испытывает психологическое насилие. И терпит. И молчит. Как правило, о проблемах становится известно, когда она выходит за порог квартиры. В минувшем году в опеку поступило 397 сообщений о неблагополучии в семье. Звонят и пишут соседи, родственники, сообщения поступают из школ, больниц, садиков. И по каждому случаю специалисты проводят проверку, потому что здесь речь идет о безопасности детей. «Рассказы» анонимные, как правило, не подтверждаются – часто таким образом взрослые сводят счеты друг с другом. Но много случаев находят свое подтверждение - в 2017-м выявлено 111 неблагополучных семей.
- Как бы странно ни звучало, но по опыту могу сказать: один из важных показателей в визуальном осмотре - постельное белье на кровати ребенка. - говорит Виктория Матиевская. - Часто его просто нет, как и самой кровати, или дырявое и грязное. Заглядывая в холодильник, мы обнаруживаем, что он девственно чист. Обращая внимание на одежду, видим, что она несвежая и вообще с чужого плеча.
Хотя благополучие семьи, оно все-таки не в деньгах. Бывает, что живут небогато, но бедность не порок. Бывая в малообеспеченных семьях, специалисты видят, что здесь поддерживают порядок и уют, а дети, хоть и не имеют модных гаджетов и стильной одежды, растут в заботе и ласке. Наблюдают и другие картины: модный ремонт и дом вроде полная чаша, а ребенок похож на запуганного зверька.
Близок локоть, да не укусишь
Так гласит народная мудрость. И в случае воспитания детей она в полной мере уместна. Немало мам и пап, которые жалуются на собственных детей, мол, отбился от рук. Но мало кто честно признается, что сам упустил ребенка. Карьера, устройство личной жизни – не до него было.
- Когда мы общаемся с опекунами, то первое, о чем спрашиваем, интересуются ли они жизнью ребенка, - рассказывает начальник управления. – Ведь можно отдать его в кружок, на секцию, следить за учебой, но совершенно не знать, чего на самом деле он хочет. Чего боится, с кем дружит, о чем мечтает? А это гораздо важнее пятерок в дневнике и богато накрытого стола. Несмотря на то, что в нашем округе ребенок – не важно, сирота он или растет в семье, всесторонне поддерживается государством, в том числе и финансово, деньги не заменят главного.
Психологи говорят, что в отношениях с детьми главный секрет - безусловность любви. Если родитель просто любит и поддерживает ребенка, все остальное приложится. Иначе – нелюбовь, которая может превратиться в страшный сценарий для жизни, а не для кино.
Читайте также
Последние новости