Следующая новость
Предыдущая новость

Урайские аргонавты: в погоне за золотым временем

12.11.2017 15:47
Урайские аргонавты: в погоне за золотым временем

Сотни лет назад, согласно древнегреческому мифу, пятьдесят смельчаков на корабле «Арго» отправились в поисках золотого руна к побережью Колхиды. Одноименный самолет, что строят урайские аргонавты сегодня, «встанет на крыло» не раньше следующего лета. Через Эгейское море, конечно, не полетит, но зато так же, как и «однофамилец», сделан из дерева. Жаль только, Афина в строительстве мало помогает – собирают конструкцию уже не первый год.

– И это будет летать? – с сомнением в голосе спросил знакомый, глядя на фотографии самолетика: размах крыльев шесть с небольшим метров, длина – почти пять. Кажется, ему самое место на детской игровой площадке.

Таким же был, если честно, и мой первый вопрос конструкторам «Авиацентра». Но они с уверенностью ответили:

– Летать «Арго» будет непременно.

А потом, будто бы немного обидевшись, добавили:

– А самолеты, между прочим, бывают еще меньше. И ничего – летают.

Высота полета будущего «Арго-02У», если называть самолет полным именем («У» значит урайский), примерно три км. Скорость около 150 км в час, может, чуть больше, рассказывают авиаторы.

– А до Черного моря долетит?

– Ну, нужен дополнительный бак, вот здесь под брюшком, литров на 150, – Николай Ластовкин, заместитель председателя «Авиацентра», на секунду задумывается. – Но, в общем-то, да. С остановками. Где-то за сутки. Только зачем? Все туда рвутся, на юга, а ведь там картошка не растет, земля от жары трескается. Вы, если переезжать надумаете, здесь хоть шалаш оставьте. Скоро там будет 60 градусов, а здесь 30. Планета-то разогревается.

– Просто там же – почти вечное лето, а у нас летать, наверно, прохладно, – поясняю. – Кабина не закрытая – одно лобовое стекло. Или это чтобы страшнее было?

– В этом-то вообще вся суть! – смеется он. – Настоящее удовольствие от полета получаешь, только когда ты в небе в буквальном смысле этого слова, и неважно мороз или жара, – утверждает Ластовкин. Причем говорит человек со знанием дела. На его счету 15 тысяч часов налета, а стаж работы в воздухе – 30 с лишним лет. – Мне, к примеру, кажется, что в шахте страшнее работать, чем в небе, – резюмирует он.

Энтузиасты «Авиацентра» начали строить «Арго» еще пять лет назад. Первый мастер – Сергей Найдёнков, по словам коллег, и варить умеет отлично, и сталеварить.

– Много что собрал буквально у себя в квартире: часть одного крыла, второго крылышка, – с нежностью перечисляет Николай Александрович. – Затем мы уже здесь обшили все специальным полотном, полакировали.

А потом Найдёнков переехал в Ялуторовск и эстафетную палочку передал коллегам по цеху. Они же обещают довести до ума самолет к этому лету.

– На самом деле построить можно было бы и быстрее. И года хватило бы, – признается Ластовкин. – Но работаем мы только зимой. Летом то отпуск, то дача, то рыбалка. Да и материалы достать не так просто. В общем, пока комплектующие искали, пока другие самолеты делали… У нас еще был По-2, или, как его еще называют, У-2.

– И где он теперь?

– Мы его отдали в добрые руки. Он и сейчас летает. В Красноярске.

– А что будет с «Арго», как достроите?

– Хороший вопрос…

Если авиаконструктор Андрей Туполев, который на этой неделе, кстати, праздновал бы 129 день рождения, внедрял производство металлических самолетов, то урайцы делают самолет по-старинке – деревянный.

Вот они – фанера и клей

– Можно, конечно, и цельнометаллический самолет делать, но опять же – металл надо купить, а он дорогой, и вдобавок еще и привезти. С фанерой проще. В рулон ее, тонкую, свернул, под мышку, и в Урай, – рассказывает Ластовкин.

Впрочем, совсем уж без металлических деталей не обошлось – из металла моторама двигателя, узлы. В остальном все – дерево, полотно. Так делали самолеты еще в начале прошлого века.

– Дерево, конечно, недолговечное. Раньше ведь как было, с деревянными самолетами? Пять лет он отлетал, или 1 000 часов, и его списывали: снимали все металлические узлы и на новый деревянный каркас ставили, номер тот же давали, – продолжает он. – И в то же время дерево достаточно крепкое – на деревянных кораблях до сих пор плавают. Колумба, опять же, можно вспомнить. Деревянные самолеты были у нас до Великой Отечественной. С ними же почти и всю войну прошли. Это при том, что, когда снаряд попадал в немецкий, дюралевый, самолет, получалась вот такая дыра, – показывает размер, – и все. Если силовые элементы не задело, самолет до дома спокойно долетал. У нас же срывало всю обшивку. Фанера все-таки слабее. И ничего, отвоевали.

В качестве прототипа самолета «Арго-02У» – легкий одноместный «Арго-02». Его построили мастера-самодельщики из Калинина, использовали обычную сосну, фанеру, полотно. Самолет предназначался для коротких маршрутов, не для высшего пилотажа, а первый полет совершил в 1987 году. Сегодня чертежи «Арго-02» есть в интернете. Там детально расписано и про то, что «воздушный винт склеен эпоксидной смолой из сосновых пластин» и зачем закрывать декоративным экраном пол и трассу тяг и тросов.

– Мы модернизировали конструкцию. Рессоры нужной длины не было, – поясняет Ластовкин. – Сделали топливный бак побольше. Над винтом будем экспериментировать. Его надо делать меньшего диаметра, чтобы до земли не доставал, землю не черпал. А если диаметр меньше, то, значит, нужен трехлопастной – две лопасти не дадут столько подъемной силы. А еще колесо для надежности заменим на другое, большего диаметра. По кочкам тяжело взлетать, приземляться – сопротивление большое. Или если в канавку самолет заедет, то может скапотировать – встать «на нос». Не зря же у трактора К-700, «Кировца», такие колеса большие. Это физика.

Арго!

Да пошли нам небо – путь с луной и звездами

– Единственный, но серьезный минус «Арго» в том, что он одноместный, – с сожалением признает Ластовкин. – Детей не покатаешь. Самоделку сложнее зарегистрировать в госреестре, доказать, что конструкция прочная и на-дежная. Нам бы учебный самолет двухместный приобрести было бы хорошо, пока есть те, кто может передать свой опыт: не умерли или не поразъехались кто куда. Надо-то миллион с небольшим. А ведь было время, нам двигатели покупали, дарили…

Легкомоторную авиа-цию в Урае в последние годы возрождают. Но всетаки жизнь в школе юных пилотов при клубе технических видов спорта била ключом, пожалуй, в начале 2000-х. Многие из занимавшихся тогда ребят ушли в большую авиацию.

– Один из них год проучился, и его списали по медицинским показаниям. Сказали, сердчишко стучит как-то неправильно. Но он не бросил свое увлечение – получил корочки «Пилота-любителя»: прослушал лекции, налетал положенные 40 часов, сдал экзамены. Самолеты – это ведь на всю жизнь. Я видел дедов, которые вместе с бабушками летают на аппаратах, сделанных своими руками. И вот, представьте, этот дед рассказывает: «Я уже три раза падал. Мотор глох. Лечу, сесть негде. С одной стороны – трактор, с другой – лес. Я – в канаву. Самолет в итоге вдребезги, а я отряхнулся и новый пошел собирать».

Заинтересовать людей, и детей в первую очередь, авиацией не проблема и сегодня, считает Ластовкин.

– Я ведь сам как захотел летчиком стать? Мне было лет 6-7, когда к нам в деревню самолет прилетел. В небе он казался маленький-маленький, а потом сел и раз – большой. Зеленый, со звездами, как сейчас помню. И вот он завелся, поехал, а мы за ним босиком бежим, ветер рубашонки развивает. Думаем, все, летчиками будем. Вот что нужно показывать детям – небо.

Только вот самолеты, на которых в клубе летали раньше, двухместные, износились, сетует он, ресурс кончился. Что осталось? В ангаре «Авиацентра» стоят рабочие дельтаплан, дельталет, тепловой шар. Правда, и они в небе бывают все реже – все меньше летчиков и планеристов.

– Шар поднимался в воздух в прошлом году. Он надувается теплым воздухом. Кстати, и сегодня плетеная гондола (корзина) делается, как и десятки лет тому назад, во времена братьев Монгольфьер, из ивы или ротанга. Чего только не пробовали конструкторы, никакой пластик не смог их заменить. На летательный аппарат есть формуляр. Сколько налетов, что где меняли, – проводит экскурсию Ластовкин. – А вон тот, с желтым хвостом, – планер. У него нет двигателя. Это раньше конкурсы были, кто дольше в воздухе продержится, а сегодня планеры от облака к облаку могут летать сутками. Были бы желающие.

Встанет ли «Арго» в строй рядом? Какая же судьба ждет самолет?

– Доделаем. Покрасим его, наверно, в желтый или оранжевый, чтобы был заметнее в небе, самолет-то маленький. Кто-нибудь из летчиков-профессионалов обкатает. А потом, может, отдадим самолет в музей какой-нибудь,– задумчиво говорит он. – В общем, посмотрим. Подождем. Одно я знаю точно: пусть не этим летом, но оно обязательно наступит, это время, когда интерес к небу снова вернется.

Источник

Последние новости