Пандемия коронавируса не только привела к появлению противоречивой информации о лучших способах борьбы с ней, прививках или о том, будет ли вторая волна, но и к размышлениям о том, каким будет мир после пандемии. Возникли две идеологические тенденции: сторонники глобализации, которые думают, что она продолжит оставаться такой, как будто никакой пандемии никогда и не было и те, кто считает, что коронавирус ускорил неизбежный конец глобализированного мира, возглавляемого Соединенными Штатами.
Только на днях глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Джозеп Боррелл заявил, что «аналитики уже давно говорили об окончании ведомой Америкой системы и наступлению азиатского века. Теперь это происходит прямо у нас на глазах».
Новый глава Всемирного банка, Кармен Рейнхарт в интервью Bloomberg заявил:
«Без лишнего драматизма Covid-19 оказался последним гвоздем в гроб глобализации. Кризис 2008-2009 нанес по нему мощный удар, так же, как Брексит и как торговая война США и Китая, но Covid поднял все это на новый уровень».
Каждый экономист, аналитический центр или журналист приходят к собственным заключениям, как правило не основывающимся на фактах и данных, а скорее на собственной политико-экономической идеологии о том, каким, думают они, должен быть мир, а не каким он стал на самом деле. Правительства каждой страны, будь то крупные или малые страны, должны решить, к чему готовиться и какого будущего они желают в посткоронавирусном мире. Колоссальные различия между глобалистской и антиглобалистской риторикой очевидны.
Всемирный экономический форум является одним из таких примеров и активно отстаивает глобальный «американский» порядок. Лишь несколько дней назад появилась статья под заголовком «Коронавирус не станет концом глобализации, но перемены неизбежны», где утверждается, что, «никто не может предсказать следующий кризис. Но самой надежной и эффективной страховкой на сегодняшний день является создание сильной сети международного сотрудничества».
Сторонники глобализации утверждают, что блокировка людей на границах может лишить общество талантливых и востребованных рабочих и что больше шансов отреагировать на вызовы и угрозы глобализации, если с помощью коллективных действий мы сможем противостоять риску болезней и изменению климата, кибер-угрозам, распространению ядерного оружия, терроризму и другим проблемам.
Пандемия коронавируса показала, что во времена кризиса даже самые ярые сторонники глобализации вроде США и ЕС, в первую очередь стремятся обеспечивать защиту собственных интересов. Хотя Евросоюз теперь об этом жалеет и пытается изменить курс, для потенциальных новых членов ЕС он только что подтвердил, что многосторонность — миф, который служит только интересам могущественных государств, которые не желают отвечать на оказанное доверие взаимностью во времена кризисов.
Таким образом, американская односторонность, заключающаяся в использовании максимального геополитического эгоцентризма, а также экономического и военного насилия против стран, которые никак не хотят подчиняться требованиям Вашингтона, является частью сегодняшней глобальной реконфигурации. Однако деглобализация будет сложной задачей, поскольку странам придется реиндустриализировать и реконфигурировать свою экономику и рабочую силу.
Интересно, что даже в рядах глобалистов есть те, кто утверждает, что конец глобализации близок. Это стало особенно очевидным после публикации в Foreign Policy, где утверждалось, что «глобализация оказалась в реанимации», а издание The Economist задается вопросом, не убил ли COVID-19 глобализацию. Журнал Time, в свою очередь, непреклонен, «глобализация никуда не денется. Это лошадь, что вышла из сарая 30 лет назад, когда распался Советский Союз».
Time пишет, что не верит, что на обломках провалившегося американского миропорядка возникает новое, многополярное мироустройство. Это отрицание реальности того, что Китай продолжает расширять свою экономическую и транспортную сеть по всему миру, а крупные региональные державы вроде России начали проявлять себя по всему миру, и способны защитить свои интересы рядом со своими границами. Мало было сомнений в том, что США и до появления коронавируса переживали упадок своей гегемонии, однако пандемия лишь ускорила эту неизбежность, и никакие споры в аналитических центрах и публикации в СМИ не смогут изменить этот факт.
Читайте также
Последние новости