Следующая новость
Предыдущая новость

Уличные правила

Уличные правила

Как-то на занятии с третьеклашками я затронула тему безопасности на улице. А именно – случаи похищения детей. И все дети как один говорили, что никогда не пойдут с незнакомыми людьми. «А как может выглядеть человек, который хочет украсть ребенка?» – спросила я. «Он будет подозрительно выглядеть. Как бомж или наркоман. Может, в маске или в такой шапке, как маска», – уверенно отвечали дети.

Все сошлись на том, что это должен быть обязательно мужчина. Ответ на вопрос, что нужно делать, если незнакомый человек пытается увести тебя силой, дал лишь один ребенок: «Попытаться вырваться и убежать». Другие варианты дети даже не рассматривали. Мое предложение, что нужно любым способом привлечь внимание прохожих – кричать, кусаться, упасть с криком на землю, что-нибудь уронить, разбить, стукнуть по машине, чтобы сработала сигнализация, было встречено изумлением: «Нас же будут ругать. Так нельзя делать».
Нам, взрослым, кажется ясным и понятным – для спасения своей жизни можно нарушить некоторые правила. У детей не так. Они очень зависят от заученного с раннего детства: «будь вежлив со взрослыми, их нужно слушаться, веди себя хорошо». Дети доверчивы и открыты, легко вступают в диалог со взрослым, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. И тогда ребенок готов пойти с незнакомцем под разными предлогами: чтобы помочь ему (достать из-под машины котенка, указать дорогу, проводить через парк), получить сладости или игрушки («у меня есть много ненужных игрушек, пойдем, я тебе их отдам»), выполнить «просьбу родителей» («мама ждет тебя, пойдем провожу»). Волонтерами поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» был проведен эксперимент: к детям подходили симпатичные девушки и предлагали пойти на карусели («мама уже там»). Из 22 детей 19(!) ушли с ними. Родители, принимавшие участие в эксперименте, были поражены. «Ведь постоянно ребенку говорим не ходить с незнакомцами», – недоумевали они.
И продолжайте говорить! И не только говорите – обсуждайте через сказки (например, «Волк и семеро козлят»), проигрывайте ситуации при помощи игрушек. Приводите ребенку примеры из жизни, чем может закончиться согласие пойти с незнакомым взрослым. Но при этом будьте осторожны и помните, что слишком страшные истории о маньяках и о том, что конкретно они делают со своими жертвами, могут травмировать детскую психику.
Объясните ребенку, что похитители бывают разные: это может быть женщина, приятный парень, девушка или даже бабушка. Расскажите, что адекватный взрослый никогда не подойдет к ребенку с просьбами о помощи, не предложит сладости, покататься на карусели и много чего еще. Предупредите ребенка, какие уловки могут использовать преступники. Научите, что на просьбы проводить, предложения прокатить на машине и так далее он может и должен ответить «нет!», и это нормально. А если будет предпринята попытка увести насильно, ему нужно бежать в людное место, привлекать к себе внимание, вырываться изо всех сил, кричать: «Я вас не знаю! Отстаньте!», обращаться за помощью к прохожим с детьми или работнику в магазине «Этот человек угрожает мне. Я его не знаю».
Ребенок должен понять, что в кризисной ситуации правило быть послушным и воспитанным можно нарушить.

Источник

Последние новости