Проснулся и обнаружил, что ступеньки твоего подъезда проданы. Именно с такой нелепой ситуацией столкнулись жители дома № 16 по улице Хадии Давлетшиной в Уфе. Могут ли территории подъездов частично передаваться кому-то в собственность и как бороться с подобным беспределом? В «Электрогазету» обратилась уфимка Наталья.
— Наш трехподъездный панельный дом был построен в 90-х годах. Изначально в доме были предусмотрены сквозные проходы, то есть домой можно было зайти как с главной улицы, так и со двора. Не знаю в связи с чем, но через какое-то время выходы со двора перекрыли, — рассказывает Наталья. — В результате появилось небольшое закрытое помещение, представляющее собой несколько лестничных пролетов. Одно время там размещались дворники, хранили метлы и прочий инвентарь. И вдруг в прошлом году мы с ужасом узнаем, что ступеньки с выходом во двор приватизировали! Как так? Ну разве не абсурд? У лестничных пролетов, где расположены общедомовые газовые и водяные трубы, вентиляционный канал, появились собственники! Мы стали выяснять, проверять, запросили документы. История оказалась очень подозрительной. Сначала некто Сагадатов, будучи сотрудником ЖЭУ-10, в 2004 году получил это помещение в социальный найм. Нас никто не оповестил об этом. И якобы потом этот человек там жил. Хотя как такое могло случиться, если там одни ступеньки и инженерные ответвления? Человек там не проживал никогда — как можно жить на ступеньках? Несмотря на это, в 2015 году суд вынес решение — да, действительно, мужчина там жил и даже исправно платил. Понятно, что ни на социальный найм, ни на дальнейшую приватизацию этих ступенек мы согласия не давали.
Ну а дальше гражданин Сагадатов перепродал это помещение.
Что происходит сейчас? Да ничего утешительного. Новый так называемый собственник лестничных пролетов делает ремонт. Выравнивает ступеньки кирпичом, стучит, гремит, нарушает покой жильцов. Уже, кстати, успел повредить трубу стояка канализации, ее прорвало. Пришел слесарь ЖЭУ — сказал: «Да пустяки, ничего страшного». Хотя весь стояк теперь перекосился.
— Было судебное постановление о том, что данный участок подъезда был признан жилым помещением. Это помещение включено в Росреестр. Таким образом, собственник имеет на него полное право. По поводу протечки канализационных труб — такого факта не было, заявки к нам не поступало, — прокомментировал в телефонной беседе главный инженер управляющей компании ООО «ЖЭУ-10» Ильфат Азметзянов.
В надежде, что эта вопиющая ситуация разрешится, жильцы попробовали привлечь контролирующие органы — газовые службы, МЧС, МВД по РБ. МЧС не отреагировало вовсе. В полиции сказали — извините, ничего не можем сделать, ведь у мужчины есть документы из Регпалаты, подтверждающие, что это его собственность. Обратили внимание на проблему лишь газовики, согласившись, что к газовым трубам должен быть обеспечен доступ в любое время.
— Оказывается, мы живем, работаем и даже не видим, что проделывают с нашей общедомовой собственностью, — возмущается Наталья. — Сейчас возник вопрос о том, что новому собственнику нужно вынести общедомовые газовые трубы за пределы своего помещения. Только этого делать нельзя — хотя бы с точки зрения безопасности! Опять же для этого нужно согласие 100 процентов жильцов! А мы на это соглашаться не собираемся. Но и это еще не все. Во втором подъезде аналогичное помещение не приватизировано, но там живет тракторист ЖЭУ. В третьем подъезде у нас история еще интереснее — там приватизированы не только ступеньки с выходом во двор, но и лифтовая. Проживает там действующий бригадир из ЖЭУ. Мы, жители, буквально в шоке. Как прекратить этот беспредел и вернуть незаконно захваченное общедомовое имущество?
— Конечно же, это нарушение. Во-первых, общедомовое имущество нельзя передавать кому бы то ни было в собственность без согласия жителей, а во-вторых, запрещено ограничивать доступ к коммуникациям, — подчеркнул в беседе с «Электрогазетой» заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства РБ Альфред Зиннатуллин. — Для начала нужно обратиться в Госкомитет РБ по жилищному надзору — ведомство зафиксирует нарушение и выдаст предписание. В любом случае, дело пойдет через суд. У нас случаи приватизации бывают самые интересные — приватизируют и куски лестниц, и части чердаков, и запасные выходы, и даже электрощитовые! В каждом случае нужно разбираться в судебном порядке — другого варианта нет.
Месяц назад жители дома № 16 по улице Хадии Давлетшиной так и поступили — обратились с жалобой в судебные инстанции. Люди искренне надеются, что вопрос будет решен в их пользу.
Похожая ситуация в доме на улице Российской, 167. Там также незаконно продали кусочек общедомового имущества — часть лестницы и сквозной проход во двор. Причем жители узнали об этом постфактум. Затяжные суды по этому вопросу пока что результата не принесли.
— Мы написали письма во все инстанции. Но воз и ныне там. Суд перенесен на неопределенное время, — рассказала активист дома Анастасия. — Хотелось бы обратить внимание на то, что в проданном сквозном проходе у нас тоже находятся газовые трубы. А собственнику этого помещения уже согласовали проект перепланировки, таким образом, он может с нашей общедомовой газовой трубой делать все что угодно, в том числе ее вынести за пределы своего помещения. Получается, собственник в приоритете, а мнение жителей, у которых фактически украли «кусочек» общедомового имущества, никого не волнует. Трубы старые, им 40 лет уже. Может, владелец там курит, а может, хранит воспламеняющиеся вещества — мы этого не знаем! В помещение доступа нет. А комиссия, состоящая из представителей УК и газовой службы, хоть и провела обследование помещения, но нам, жильцам, заключение не предоставила. Всем очевидно, что газовые трубы переносить нельзя — это противоречит любым нормативам. Но, как выяснилось, мужчине уже согласовали разрешение на вынос труб — причем в кратчайшие сроки. Одним словом, много вопросов у людей возникает, на которые нет ответов…
В столице республики таких отчужденных помещений — сквозных проходов, подвалов, чердаков, фойе — около тысячи, отмечают эксперты. Причем в других регионах положительная судебная практика по этому вопросу уже есть — там госорганы сами помогают горожанам вернуть общедомовую собственность обратно. Ранее эксперт в области ЖКХ, правозащитник Вадим Беляков отмечал, что такое отчуждение общедомового имущества является прямым нарушением Жилищного кодекса.
Читайте также
Последние новости