В сентябре прошлого года 3,2 тысячи китайских военнослужащих приняли участие в самых масштабных за последние 40 лет российских учениях, которые назывались «Восток-2018». Особой радости у Запада это не вызвало, однако куда более настораживающим, должно быть, стало первое совместное российско-китайское воздушное патрулирование. Оно было проведено 23 июля над Японским и Восточно-Китайским морями силами двух китайских бомбардировщиков H-6K и двух российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. В данном случае имела место уже совместная операция, а не учения.
В своё время известный разработчик стратегических концепций Збигнев Бжезинский предупреждал о том, насколько опасной для Запада может стать «большая коалиция Китая и России». На сегодняшний день подобное мнение разделяется далеко не всеми – так, в недавней статье издание Economist порекомендовало запастись терпением. Согласно высказанной точке зрения, нужно просто дождаться того, что российский президент снова обратится к Западу, после чего тому, кто будет занимать Овальный кабинет, стоит вспомнить о политике Никсона – и посетить Москву.
Такие размышления напоминают сюжет небезызвестной пьесы «В ожидании Годо» (который так и не появился). Отношения между Пекином и Москвой достигли рекордно высоких уровней. С 2013 года президент Си Цзиньпин и его российский коллега Владимир Путин провели почти 30 встреч.
В 2016 году Россия потеснила Саудовскую Аравию и стала самым крупным поставщиком нефти в Китай. В 2018 году двусторонние торговые обороты выросли до небывалой отметки, превысив 100 миллиардов долларов, причём, согласно некоторым оценкам, к 2024 году они увеличатся вдвое. Четвёртый президентский срок Путина истечёт в 2024 году, однако его преемник едва ли захочет менять этот курс.
Нужно приложить немало фантазии, чтобы придумать, каким образом можно выбить почву из-под российско-китайского сотрудничества. В настоящее время отношения между этими странами опираются не на идеологию, а на растущую потребность друг в друге. Остались в прошлом давнишние опасения некоторых русских по поводу того, что китайские мигранты постепенно оккупируют российский Дальний Восток. Сегодня найдётся немало россиян, работающих в Китае, в то время как многие русские туристы облюбовали пляжи острова Хайнань.
Некоторые аналитики указывают Центральную Азию в качестве возможной причины противоречий – и действительно, Москва полагает этот регион своим «задним двором». Тем не менее, Россия и Китай сумели и здесь подстроиться друг под друга, и теперь работают над совместным развитием инициативы «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза.
Китай и Россию объединяет не «общее недовольство» политикой Запада, как ошибочно полагал Бжезинский. Обе эти страны стремятся к многополярности мира, но по разным причинам. Нынешний международный порядок вполне выгоден Китаю, который хотел бы только несколько изменить его. Если говорить о России, то она настроена более непримиримо, особенно после введения санкций из-за присоединения Крыма в 2014 году.
Итак, примет ли Москва сторону Вашингтона, скатись Китай и США к холодной войне? Для начала, эта «новая холодная война» до сих пор остаётся демагогией. Кроме того, Путин занимает в отношении Америки более жёсткую позицию, чем Си, который до сих пор старается наладить с ней контакты.
Тем не менее, дальнейшее ухудшение отношений между Пекином и Вашингтоном не является невозможным, и при таком развитии событий Москва, скорее всего, предпочтёт не вмешиваться. Россия не выразила открытой поддержки Китаю в спорных вопросах, касающихся Южно-Китайского моря – аналогичными были действия Пекина в отношении крымской проблемы. На сегодняшний день основная цель России в сфере безопасности состоит в том, чтобы сохранить своё влияние на Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Молдову и Украину, а также не дать им вступить в Евросоюз и НАТО.
Оказавшись перед выбором между США и Китаем, Россия, вероятно, останется ближе к Пекину – и на то есть две причины. С точки зрения политики, Москва не сможет достичь полного понимания с Западом, пока сохраняется Североатлантический альянс. Этот трансатлантический союз по обеспечению безопасности до сих пор подпитывается наличием российской угрозы, которая выступает как смыслом его существования, так и обоснованием расширения, когда представляется такая возможность. Включение в состав НАТО каждого нового члена направлено против России и однозначно трактуется Москвой как угроза.
Если говорить об экономической стороне дела, Россия хорошо усвоила горький урок 90-х годов прошлого века, когда всеобъемлющий план перевода страны на рыночные рельсы по западным образцам обернулся настоящей катастрофой.
Будущее России связано с Востоком. Даже с чисто географической точки зрения Москве необходимо активно развивать свои восточные территории, которые отличаются крайне малой плотностью населения и при этом составляют более 75 процентов площади страны.
Но разве есть какое-либо государство, кроме Китая, способное в этом помочь? Если в ближайшие 15 лет Китай действительно станет крупнейшей экономикой мира, России стоит воспользоваться достижениями соседа. У Москвы есть трудноразрешимые военные, геополитические и стратегические противоречия с возглавляемым США Западом – но не с Пекином.
Рассуждая о китайско-российских отношениях, профессор Гарвардского университета Грэм Эллисон обоснованно заметил: «Каждый раз, когда США и западноевропейские страны приносили неприятности, Китай предлагал поддержку».
Пекину нужно придерживаться подобного курса и впредь, даже при увеличении разрыва между Китаем и Россией в части объёма ВВП, размера военного бюджета и уровня высоких технологий. Хотя бы из чувства благодарности.
Напомним, Советский Союз был первым государством, признавшим Китайскую Народную Республику. Именно Москва помогла заложить основы, без которых не представлялось возможным развитие китайской промышленности, в настоящее время не имеющей себе равных. Позволив китайской компании Huawei создать первую в России беспроводную сеть 5G, Москва предоставила Пекину поддержку, остро необходимую в обстановке обостряющейся торговой войны с США.
Каким образом Запад может разбить отношения между Китаем и Россией, находящиеся в наивысшей точке, в то время как трансатлантические связи заметно ослабли? Снизилась стабильность Запада как целостной системы. Нынешний американский президент расшатывает его изнутри, и его преемник, кем бы он ни был, будет продолжать подобную политику, стремясь «опять сделать Америку великой», пусть и под иным лозунгом. В Европе свирепствуют национализм и популизм в самых разных формах.
Даже НАТО не выглядит столь уж сильным на фоне китайско-российского принципа неприсоединения к блокам. Гневные протесты Вашингтона не удержали входящую в альянс Турцию от закупки российской системы ПВО С-400.
Более того, США и сами способствуют сближению Китая и России, навешивая на них ярлыки «стратегических соперников». Таким образом, Вашингтон пытается добиться невозможного – подталкивая Пекин и Москву друг к другу, в то же время он надеется вбить между ними клин.
Читайте также
Последние новости