Поскольку победа президента Владимира Путина на мартовских выборах в России почти не вызывает сомнений, кремлевская верхушка уже думает о том, что будет после выборов. Российские СМИ и политики ожидают, что после избрания на четвертый срок Путин будет более свободен в проведении экономических реформ, а также в политических перестановках и модернизации социальной политики Кремля. В недавнем отчете российского информационного издания «Новые времена» утверждается, что после выборов власти России начнут также процесс реструктуризации своих многочисленных конкурирующих между собой служб безопасности. Они составляют основу власти Кремля и в течение долгого времени влияют на общую стабильность в стране. И несмотря на то, что борьба за власть между этими группами далеко не новое явление, усиливающиеся проявления недовольства в стране придают этим реформам особое значение.
В настоящее время в России действуют несколько правительственных служб безопасности, в том числе Федеральная служба безопасности, известная во всем мире под аббревиатурой ФСБ, Служба внешней разведки (СВР), и относительно новая структура, созданная лично Путиным в 2016 году – Национальная гвардия России (Росгвардия). Эти органы безопасности всегда участвовали в конкурентной борьбе, но в последние года ФСБ и Росгвардия ведут особенно жестокую схватку за сферы влияния. ФСБ исторически является одной из самых влиятельных организаций в России, однако Росгвардия начала оспаривать ее приоритетное положение, постоянно перетягивая к себе отдельные полномочия, силы и квалифицированные кадры из Министерства внутренних дел, военной разведки (ГРУ), Федеральной службы охраны (ФСО) и других органов внутренней безопасности.
По словам авторов статьи в «Новом времени», русскоязычном украинском издании, связанном с российской оппозицией, в прошлом году Путин был все более недоволен ФСБ, поскольку эта служба безопасности пыталась ограничить власть Росгаврдии, участвовала в конфронтации с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, а кроме того не смогла предотвратить теракт в Санкт-Петербурге в апреле 2017 года. Согласно сообщению независимого антиправительственного информационного ресурса «Ежедневный журнал», администрация Путина потеснила руководителей ФСБ с ключевых ролей в крупных государственных органах, а некоторые из ее высокопоставленных представителей были арестованы за их роль во вмешательстве в американские президентские выборы, что привело к охлаждению отношений между Москвой и Вашингтоном до рекордно низких уровней с момента завершения эпохи холодной войны. Между тем, Росгвардия осуществила захват важных властных полномочий. Помимо взятия под контроль элитных спецслужб России, эта организация попыталась создать свои собственные подразделения кибер-безопасности, перехватить функции по защите региональных лидеров, принадлежащие ФСО и ФСБ, а также участвовать в международных отношениях в сфере безопасности.
По слухам, в настоящее время рассматривается несколько возможных вариантов реструктуризации служб безопасности, каждый из которых потенциально способен сместить баланс власти в направлении либо ФСБ, либо Росгвардии. Одно из рассматриваемых предложений – вывести из состава ФСО подразделение, подчиняющееся непосредственно Путину, Службу безопасности президента Российской Федерации (СБП), которая фактически ставит ФСО в независимое положение от Росгвардии и ФСБ. На самом деле, такая возможность, вероятно, и побудила Росгвардию попытаться взять на себя обеспечение безопасности региональных лидеров, что дало бы ей новые средства расширения своего влияния по всей России.
Возможно, наиболее далеко идущим предложением касательно будущего российских служб безопасности является возрождение Министерства государственной безопасности, первоначально созданного Иосифом Сталиным и действовавшего между 1945 и 1954 годами. Такая структура укрепила бы ФСБ, объединив несколько внутренних служб безопасности для создания конгломерата, контролирующего борьбу со шпионажем, контрразведку и полицейскую деятельность.
На протяжении лета и осени 2016 года, когда Росгвардия медленно начала консолидировать власть, ФСБ выступила с идеей возродить министерство безопасности, но соперничество между различными службами безопасности привело к тому, что она потерпела фиаско. Теперь возможность восстановления министерства вновь рассматривается в качестве одного из вариантов, и если она будет реализована, это может значительно укрепить позиции ФСБ в правящей верхушке России.
Однако, даже если ФСБ сумеет трансформироваться во всеобъемлющий орган безопасности, ему все равно придется соперничать с Росгвардией за контроль над наиболее важным инструментом в кремлевской системе власти: следственными полномочиями. Генеральная прокуратура России и ее Следственный комитет имеют возможность расследовать и вести уголовное преследование даже против самых влиятельных представителей российской элиты на основе реальных, преувеличенных, либо полностью сфабрикованных уголовных обвинений, и службы внутренней безопасности уже давно боролись за контроль над этими мощными следственными органами.
Теоретически, нынешний Следственный комитет является нейтральной структурой, но на практике его лояльность с момента создания в 2011 году постоянно смещалась между основными игроками в системе власти. В последнее время начальник Следственного комитета Александр Бастрыкин демонстрирует преданность ФСБ и его бывшим сотрудникам, помогая преследовать некоторых из главных соперников этой организации. Наиболее ярким случаем является предположительно сфабрикованное нефтяным магнатом Игорем Сечиным уголовное преследование бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева, первого влиятельного министра, арестованного с момента распада Советского Союза.
Однако, любая реструктуризация следственных органов может означать смещение баланса власти в стране. Циркулируют слухи еще об одном предложении – создании независимой организации, Федеральной следственной службы. На первый взгляд, она могла бы являться нейтральной структурой, но история учит, что ФСБ и Росгвардия будут так же охотно бороться за власть в новой службе, как и во всех ныне существующих.
Еще одна возможность заключается в том, что правительство может разделить следственные полномочия между различными службами безопасности. По мнению наблюдателей, это привело бы к настоящему беспределу, породив волну репрессивных арестов и судебных преследований.
Если взглянуть на ситуацию шире, можно увидеть, что нынешний политический климат в России создает благодатную почву для конфликтов в сфере безопасности. Путин и различные российские элиты сталкиваются с протестами и сокращением поддержки со стороны населения, которое все чаще требует подотчетности власти и ждет громких результатов антикоррупционных расследований. Кремль, в конце концов, будет просто вынужден принять участие в какой-то антикоррупционной кампании, чтобы успокоить электорат.
А это, в свою очередь, означает, что тот, кто контролирует следственные и надзорные полномочия в России, будет обладать наибольшим влиянием, во многом определять ход предвыборной кампании и фактически решать, какая из российских элит потеряет или сохранит свои активы в условиях экономической стагнации. В этом контексте ФСБ и Росгвардия, по всей видимости, будут все чаще «сталкиваться лбами», что может поставить под угрозу стабильность российской политической системы в целом.
Читайте также
Последние новости