Лопаревские чтения, которые организует Государственная библиотека Югры, проходят один раз в два года. Нынче состоялись уже шестые, что подтверждает: творческое наследие Хрисанфа Лопарева, а также история Югры в лицах, фактах, датах – тема многогранная и неисчерпаемая.
В награду – перстень с бриллиантами
В рамках мероприятия было представлено около тридцати докладов, а начались чтения традиционно – с последних изысканий, касающихся жизни и деятельности нашего земляка Хрисанфа Лопарева, которого большинство знают как краеведа, автора книги «Самарово», а его научная деятельность для многих остается как бы за скобками. Эти пробелы уже не первый год восполняют ученые из Нижневартовского госуниверситета Валерий и Ольга Цысь. В этом году они подготовили доклад «Лопарев Х. М.: штрихи к портрету».
Выступая с докладом, Валерий Цысь остановился на письме Лопарева (сентябрь 1895 года), адресованном литератору и археографу Павлу Тиханову, в котором он подробно рассказывает о подготовке ко второму изданию книги «Самарово». Письмо написано в имении графа Шереметева, который покровительствовал Лопареву. Второе издание книги вышло в 1896 году.
Исследуя документ – прошение Лопарева на имя директора Императорской публичной библиотеки о принятии его на службу, что и произошло 1 января 1896 года, – докладчик коснулся темы продвижения по служебной лестнице нашего земляка. В 1887 году он завершил учебу в Санкт-Петербургском университете и к моменту поступления в библиотеку уже был титулярным советником. В конце жизни дослужился до высокого чина – статский советник, имел орден Станислава второй степени, который носили на шее. С этим орденом он как раз изображен на фото, которое чаще всего тиражируется.
Лопарев был участником Археологического съезда в Новгороде, который проводился в 1911 году. По словам Валерия Цыся, в то время это был крупнейший научный форум, который объединял специалистов, изучающих древности, и участие в нем выходца из села Самарово – это признание его заслуг. Заслуги Лопарева были оценены не только присуждением ему высоких чинов в табели о рангах. Например, в 1907 году за работу в комиссии по исправлению богослужебных книг при Святейшем синоде, которую возглавлял будущий патриарх Московский и всея Руси Сергий, Лопарев получил в награду за труды перстень с вензелем императора, украшенный бриллиантами. Его пригласили в комиссию как знатока греческого языка, так как было необходимо тщательно сверять славянские тексты богослужебных книг с греческими, чтобы сделать их более понятными. 30 сентября 1918 года Хрисанф Мефодьевич, самородок из крестьян, высоко поднявшийся по карьерной лестнице при царском режиме, скончался в Петрограде.
Первопоселенцы
Книга Хрисанфа Лопарева «Самарово» – неиссякаемый кладезь тем для новых исследований. Отсюда взяты два первых списка жителей Самарово для составления примерного перечня фамилий самаровских ямщиков с 1656 по 1763 год, подготовленного членом городского общества краеведов Натальей Мухиной – она выступила с докладом «Родословная жителей села Самарово». Источником информации для исследователя стали документы, опубликованные Лопаревым: «Книга сбора десятинных денег Самаровского яма 1656 г.» и «Сыскное дело по обвинению приказчика Самаровского яма А. Ушакова в торговле вином и пивом
1683 г.», а также документы из архивов.
– Фамилии из списка звучат так знакомо, ведь в Ханты-Мансийске продолжают жить потомки тех, кто в XVII веке пришел с Русского Севера на самаровскую землю, – отметила Наталья Мухина. Вот некоторые из них: Арефьевы, Башмаковы, Горшковы, Губины, Ершовы, Звягины, Змановские, Кайгородовы, Карандашевы, Коневы, Корепановы, Кузнецовы, Лопаревы, Лыткины, Мухины, Оленевы, Пачгановы и другие. Работа «Родословная жителей села Самарово» размещена на выставке общества краеведов города «Старинное село Самарово и его жители».
Арабское волшебное зеркало?
Путешествие в прошлое предложила участникам Лопаревских чтений заместитель директора по научной работе Музея Природы и Человека Оксана Белогай, выступив с докладом «Археологическое наследие Самаровского яма». Она рассказала о первых артефактах, найденных около Самаровского яма: это серебряная чаша – в 1698 году во время великого посольства России в Голландию была преподнесена в качестве подарка. Чашу обнаружили при обрушении берега Иртыша в могиле, где также были найдены серебряные украшения, их специалисты датируют XIII–XIV веками, изготовлены в Волжской Булгарии. Еще об одном артефакте есть упоминание в книге Лопарева «Самарово», страница 22, где рассказывается о том, что в 30-е годы XVIII века «русские нашли у остяков близ Самарово металлическое зеркало с редкою в этих местах куфическою (арабскою) надписью, относящееся к X или XI столетию. Быть может, оно было одним из арабских волшебных зеркал, и у остяков служило предметом поклонения в разных случаях: при ловле зверей, рыбы и т. д.».
Впервые поселение Самаровский ям как объект археологии было выявлено в 2010 году, когда началась реконструкция площади Свободы – это территория напротив церкви, в прошлом служила ярмарочной площадью. По словам Оксаны Белогай, археологам досталось только то, что обнаружили в отвалах, а это в основном фрагменты глиняных горшков, стеклянных штофов, фарфоровой и фаянсовой посуды, датированные от начала XVIII века до начала двадцатого. В 2016 году приглашенный из Тюмени археолог, кандидат исторических наук Ирина Чикунова проводила аварийно-спасательные работы на участке строительства дома на улице Свободы, 17, где было обнаружено свыше тысячи артефактов. Теперь они находятся в Музее Природы и Человека, часть на реставрации. Как полагает Оксана Белогай, найденные предметы помогут установить образ жизни и род занятий тех, кто населял Самаровский ям в прошлые века.
Темами исследований участников Лопаревских чтений стали экскурсии Тобольского губернского музея на реку Конду в начале XX века; деятельность духовных правлений Севера Тобольской губернии в XIX веке; русское деревянное зодчество Среднего Приобья; история возникновения керамического производства в поселке Кирпичном Ханты-Мансийского района в 30-е годы прошлого века; Бахлыковские чтения в Сургутском районе и другие. По сути, Лопаревские чтения – это культурное пространство, где каждый может реализовать свое стремление узнать больше о прошлом родного края и рассказать об этом другим. Узкая тропинка, которая была проложена участниками первых чтений, за минувшие годы превратилась в широкую дорогу. Как говорят, в добрый путь!
Читайте также
Последние новости