Администрация Трампа обвиняет президента Венесуэлы Николаса Мадуро в том, что он обрекает свой собственный народ на голод, блокируя доставку многотонной американской гуманитарной помощи, которая хранится на складах в соседней Колумбии. В свою очередь, Кремль видит в планах оппозиции добиться открытия границы для американского груза безответственный предлог для призыва к иностранной военной интервенции.
В то время как напряженность в Венесуэле нарастает в преддверии субботнего столкновения по поводу гуманитарной помощи, как Соединенные Штаты, так и Россия ведут обмен жесткими высказываниями, тем самым подчеркивая, что кризис в этой южноамериканской стране стал очередной линией противостояния в битве за глобальное влияние между бывшими противниками в холодной войне.
На карту поставлено будущее Венесуэлы, богатой нефтью страны, охваченной в настоящее время гиперинфляцией и страдающей от повсеместного дефицита продовольствия и лекарств. Лидер оппозиции Хуан Гуайдо в прошлом месяце объявил себя полноправным президентом страны. Это заявление было поддержано США и десятками других стран, которые утверждают, что переизбрание Мадуро в прошлом году было сфальсифицированным, поскольку большинству кандидатов от оппозиции было отказано в праве баллотироваться.
Россия, которая является давним и верным союзником Мадуро, твердо поддержала социалистического лидера. В среду российские государственные информационные агентства сообщили, что в Венесуэлу доставлена партия лекарств и медицинского оборудования из Москвы. В сообщениях не указывался объем груза, и ничего не было сказано о его составе, хотя СМИ ссылались на дипломатический источник и заявляли, что эта доставка была осуществлена под эгидой Всемирной организации. Впрочем, несколькими часами ранее Мадуро сказал, что из России в Венесуэлу следует гуманитарная помощь, причем груз включает 300 тонн лекарств и другой гуманитарной помощи.
Карлос Ромеро, профессор международных отношений в Центральном университете Венесуэлы, сказал, что поддержка Россией Мадуро имеет скорее символическое, чем фактическое значение, по сравнению с мощным давлением на правительство со стороны Соединенных Штатов, считающих Венесуэлу своим «задним двором».
Тем не менее, по его словам, две мировые державы всерьез схватились между собой в Венесуэле, и это усложнило переговоры о деэскалации напряженности.
«Судьба Венесуэлы находится в руках внешних сил, – Сказал Ромеро, который в прошлом консультировал венесуэльскую оппозицию. – Это как два поезда, идущие навстречу друг другу по одному и тому же пути и с каждым днем набирающие скорость».
Гуайдо призвал к созданию «караванов» из десятков тысяч венесуэльцев, которые в субботу объединили бы усилия по доставке американской помощи из Колумбии в Венесуэлу, несмотря на сопротивление режима Мадуро и блокирование ключевого моста, связывающего Венесуэлу и приграничный колумбийский город Кукута, где и хранится гуманитарный груз.
«Если организаторы действительно хотят просто доставить какую-то гуманитарную помощь нуждающимся, почему бы не использовать специализированные агентства США, которые имеют огромный и бесценный опыт в проведении подобных операций?», – заявила пресс-секретарь МИД России Мария Захарова.
Министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил жесткую критику политики Вашингтона в отношении Венесуэлы, заявив в среду на этой неделе, что призывы президента Дональда Трампа к венесуэльским вооруженным силам, чтобы те отказались от поддержки режима Мадуро, представляют собой вопиющее нарушение международного права.
«Несомненно, это прямое нарушение Устава ООН и непосредственное вмешательство во внутренние дела суверенного государства, – сказал Лавров. – Если послушать некоторых представителей администрации США, создается впечатление, что принципы дипломатии и международное право просто игнорируются».
Лавров также выразил надежду на то, что «разум восторжествует», и венесуэльская оппозиция вступит в переговоры с Мадуро, чтобы урегулировать политический кризис. Он отметил, что в регионе имеет место мощная оппозиция военному вмешательству со стороны Соединенных Штатов.
Заместитель директора Института Латинской Америки (ИЛА) Российской академии наук Дмитрий Розенталь заявил, что Кремль продолжает оказывать политическую поддержку президенту Николасу Мадуро, но при этом тщательно взвешивает свои действия.
«Россия предложит моральную поддержку, гуманитарную помощь, а также ограниченную экономическую помощь, – сказал он. – Однако, важно понимать, что российское руководство не ставит интересы Венесуэлы выше национальных интересов России».
Он предсказал, что упомянутая помощь будет ограничена в масштабах, отметив, что Россия просто не в состоянии удовлетворить огромные потребности Венесуэлы. «Россия предложит определенную помощь, но вряд ли она будет особенно масштабной, – сказал Розенталь. – Это может быть разного рода гуманитарная помощь, а также содействие в смягчении последствий американских экономических санкций».
Он также добавил, что в рамках потенциальной помощи Венесуэле, Россия может предоставить химический растворитель, разжижающее вещество, необходимое для переработки тяжелой венесуэльской нефти.
Однако эксперт отметил, что российские компании и банки в любом случае будут осторожны в своих контактах с Венесуэлой, чтобы избежать потенциальных санкций со стороны Соединенных Штатов. В качестве примера такой осторожности он указал на сообщения СМИ о том, что счета венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA заморожены «Газпромбанком», принадлежащим правительству России.
Между тем, как минимум одна гуманитарная организация уже выступила с предостережением против того, чтобы силам безопасности или политическим деятелям было предоставлено право решать, кто именно получит помощь, и где она будет распределяться, в то же время признавая, что в Венесуэле сегодня имеется острая необходимость в продовольствии и лекарствах.
«Прискорбно, что гуманитарная помощь стала пешкой в политической игре между правительствами Соединенных Штатов и Венесуэлы, – сказал Проваш Бадден, глава колумбийского отделения всемирной гуманитарной организации «Международный корпус милосердия». – Помощь никогда не должна использоваться в качестве политической приманки. Как те, кто в ней остро нуждается, так и те, кто рискует своей жизнью, чтобы ее доставить, заслуживают лучшего».
Читайте также
Последние новости