Соревновались школы и учителя: надо было оградить детей от контрреволюционного и разлагающего влияния родителей. А что получилось на самом деле…
Школа спецссылки… Что мы знаем о ней? Только то, что таких школ в 30-е годы на территории Остяко-Вогульского национального округа было немало. Их открывали в каждом новом поселке, жителями которого становились высланные в период коллективизации крестьяне. Находились такие школы не только под приглядом отделов образования – оказывается, значительная роль в их деятельности отводилась поселковым комендантам ОГПУ, которые должны были оградить детей от классово чуждого влияния их родителей. Подтверждение этому находим в Государственном архиве Югры (фонд 5, опись 1, ед. хр. 33).
В конце 1933 года в почте, которая поступала из областного центра Свердловска в Остяко-Вогульский окрисполком, оказалось письмо, адресованное «всем зав. школами и учителям школ спецссылки, поселковым и районным комендантам ОГПУ». В письме сообщалось, что 25 января 1934 года открывается 17-й партийный съезд, который «поднял среди миллионов масс рабочих и колхозников новый производственный пафос в борьбе за осуществление задач 2-й пятилетки… Вместе с гигантским ростом народного хозяйства страны растет и советская школа, на долю которой выпала трудная, но почетная роль воспитывать поколение, «способное окончательно установить коммунизм».
Последние слова авторы письма – заместитель заведующего Уральским областным отделом образования Агеев и начальник одного из отделов областного ОГПУ Мовшензон – взяли из передовой статьи газеты «Правда». Они понимали, что «установить окончательный коммунизм» в условиях Остяко-Вогульского национального округа, куда были направлены на «перековку» тысячи крестьянских семей, будет нелегко. Поэтому они возложили на учителей школ спецссылки ответственность «по перевоспитанию детей, по отрыву их от контрреволюционного и разлагающего влияния родителей». Такая задача в письме названа «почетной, ответственнейшей и политической».
От учителей требовалось превратить школу в очаг культуры и пропаганды среди спецпереселенцев. Учителя должны были «на ярких примерах классовой борьбы, особенно борьбы с кулачеством как остатком капиталистического класса, воспитать в детях ненависть к капитализму вообще и в частности к действиям кулачеств (родителям), прививая любовь к социалистическому строительству». Ставилась задача: глубоко проработать решения 17-го партийного съезда, а чтобы добиться лучших результатов в борьбе за выполнение поставленных задач, отдел ОГПУ и областной отдел образования объявили конкурс среди школ. Для его развертывания предлагалось создать комиссии в районах и поселках, куда должны были наряду с представителями партийных и комсомольских организаций войти коменданты поселков спецпереселенцев.
Конкурс был организован отдельно для школ и учителей с подробным описанием критериев оценки. В сущности, это было на пользу делу. Например, среди показателей конкурса для школ были такие: стопроцентный охват детей, подлежащих обучению, и стопроцентная посещаемость; организация при школе горячих завтраков; организация разумного отдыха во время перемен и вне школы; организация катков, площадок, кружков; товарищеская помощь отстающим; участие в деле ликвидации неграмотности среди взрослых и тому подобное. От учителей требовалась достаточная подготовка к урокам, чистое и бережное содержание класса, рисование карандашом и акварельными красками, пение всем классом революционных песен, доведение средней успеваемости до показателя не ниже 95 %. Кроме того, учителя должны были способствовать «максимальному отрыву учащихся от влияния антисоветской идеологии родителей».
Для победителей предусматривались премии: для школ 5 премий по одной тысяче рублей, 25 – по 500 рублей и 30 – по 250 рублей. Для учителей, помимо денег, предусматривалось награждение ручными часами, патефонами, швейными машинами и полным собранием сочинений Максима Горького. Был ли кто-то награжден из округа – неизвестно, но очевидно, что идеологическая составляющая конкурса для тех, кто обучался в школах спецссылки, большого значения не имела. Люди жили по своим, человеческим законам, по возможности помогали друг другу, воспитывали детей в традициях предков. Поэтому и вышло из поселков спецпереселенцев немало достойных людей, пустивших глубокие корни на югорской земле. Они воевали на фронте, самоотверженно трудились в тылу, своими займами государству помогали восстанавливать разрушенную войной страну.
Зря беспокоился ответственный работник ОГПУ Мовшензон о контрреволюционном, разлагающем влиянии родителей на своих детей. Да, «установить окончательный коммунизм», как призывала в 1933 году газета «Правда», не удалось, но удалось другое – многие поколения с благодарностью вспоминают советскую школу, в том числе и школу спецссылки.
Читайте также
Последние новости