Где найти умелого и мотивированного работника недорого, да еще и без соцпакета? И не одного, а целый производственный коллектив, желательно – со своим оборудованием. Крепостное право в России отменили еще в 1861 году, потому задачка кажется нерешаемой в принципе. Но положительный ответ на нее есть, причем отправляться за ним в дальние страны третьего мира нет необходимости.
Описанный рынок труда есть в черте Сургута, правда, огороженный колючей проволокой – это исправительная колония строго режима №11. Производственные мощности и рабочие руки, умелые и незанятые, есть и в Нижневартовске, в ИК №15. Более того, обеспечить занятость этим рукам очень заинтересовано и государство – по социально-политическим соображениям. И даже готово компенсировать бизнесу часть затрат на производство товаров и услуг при условии, если они отдают эти заказы в места лишения свободы. Об особенностях партнерского треугольника «бизнес – УФСИН – ЦЗН» недавно рассказали сургутским предпринимателям представители Центра занятости населения и Управления федеральной системы исполнения наказаний в ХМАО-Югре.
На все руки
Крупные заказы – мечта любого товаропроизводителя. И УФСИН не исключение. Для осуществления этой мечты организация готова пойти на многое. Да и сделала в этом направлении уже немало.
– Можем обеспечить объемные заказы по производству швейных изделий. У нас есть большой цех, который при необходимости быстро перенастраивается. Мы выполнили много заказов для медицинских учреждений Югры – Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Сургута. Нареканий со стороны медиков к качеству нашей работы нет, – утверждает замначальника УФСИН России по ХМАО-Югре Нурсиля Шакирова.
Из готовых линий есть цеха по производству керамзитоблоков, хлебобулочных изделий. Пока товар реализуется только на территории самих колоний, но возможна поставка и за пределы ограждения.
– Куры-гриль, копченое сало. Пока тоже только для своего потребления, но рынок сбыта просматривается. Есть цех деревообработки, СТО, сварочный цех, линия по изготовлению металочерепицы, цех по производству пеноблоков, участки по производству квашеных овощей, топливных брикетов, тротуарной плитки, мыла, – продолжает перечислять ассортимент другой представитель УФСИН, старший экономист регионального управления Наталья Тарасова.
В общем, мнение обывателей, что продукция из «зоны» – это только хендмейд: нарды, шахматы, деревянная утварь, сувениры – сегодня крайне неверно.
Не подрядчик, а мечта
Менеджеры по продажам из сотрудников колоний – так себе, о плюсах взаимодействия бизнеса с учреждениями исправительной системы рассказывают бегло. Впрочем, представители бизнес-сообщества все же смогли расслышать, а затем и уточнить главные для них детали возможного парт-нерства. В частности:
- колонии могут предоставить возможность бизнесу установить на своих территориях новые производственные линии и обеспечить их рабочей силой под руководством своих мастеров;
- заказчик может и сам контролировать работу и качество выпускаемой продукции;
- сырье для выпуска изделий закупается согласно 44 ФЗ (через конкурс), а значит, его завышенной стоимости можно не опасаться;
- возможно изготовление продукции из материала заказчика;
- низкие производственные затраты: заказчик платит только за работу бригады (рабочих и мастера), а также потребленную электроэнергию, затраты на которую ИТК планомерно снижают.
И так далее.
Уточнив весь перечень конкурентных преимуществ, представители бизнес-сообщества остались в недоумении: почему при таких «вкусных» условиях парт-неров у колоний раз-два и обчелся – даже уже существующие производственные мощности загружены сегодня на 20-30%.
Представители УФСИН объяснили это сложностями с поставками сырья и отгрузкой уже готовой продукции: жесткий контроль на КПП, занимающий немало времени. А следовательно, и увеличивающий затраты на транспортные услуги. В случае если для транспортировки товара нужен длинномерный трал (например, для перевозки промышленных труб, реставрацией которых сургутская колония тоже занималась), его простой во время досмотра может значительно снизить прибыль от такого парт-нерства.
– Но мы проработали данный вопрос и постарались свести это время к минимуму, – заверили потенциальных партнеров представители УФСИН.
А теперь о главном
Сделать стоимость своего коммерческого предложения ниже рыночной УФСИН между тем не может. Основная статья затрат в калькуляционной таблице – это оплата труда персонала, которая не может быть ниже МРОТ, а он на сегодняшний день в Югре составляет 7800 рублей, с применением районного коэффициента и процентной надбавки.
Однако данную статью расходов снизить все-таки можно. Через компенсацию из бюджета региона, которую предоставляют Центры занятости населения.
– Если представитель малого или среднего бизнеса заключает договор с УФСИН по ХМАО-Югре на выполнение определенного объема работ, то Сургутский центр занятости компенсирует работодателю затраты на оплату труда данной категории граждан. Согласно программе поддержки, выделение финансовых средств в виде компенсации в месяц составляет 7955 рублей, продолжительность участия граждан в данном мероприятии – до одного года, – пояснила предпринимателям замдиректора КУ «Сургутский центр занятости населения» Елена Бондаренко.
Схема трехстороннего взаимодействия представлена в инфографиках.
Работодателем в данном случае выступает не заказчик (предприниматель), а подрядчик (ИТК). То есть вся финансовая отчетность перед департаментом труда через ЦЗН – его зона ответственности. Компенсация также приходит на его счет, предприятию-заказчику никаких дополнительных выплат из бюджета не полагается. Зато есть возможность за счет данной компенсации снизить итоговую стоимость контракта на изготовление товаров или оказание услуг, причем – значительно.
Читайте также
Последние новости