50 лет назад вышла кинокартина «Андрей Рублёв», показа которой кинорежиссёр Андрей Тарковский добивался потом и кровью. Самому режиссёру исполнилось бы в этом году 85.Несмотря на то, что Тарковский и Плавинский не были знакомы, у них оказалось много общего. Обоих с одинаковой силой привлекала эстетика христианской иконы. Они видели в ней путь к творческому совершенствованию и самопознанию. Поэтому произведения и Тарковского, и Плавинского дают богатую пищу для размышлений.
– Оба художника стремились прорваться в иконописное прошлое, что не очень приветствовалось в Советском Союзе, – объясняют организаторы выставки, – они старались заглянуть на 500 лет вглубь. А сейчас мы «прорываемся» на 50 лет назад – в их эпоху.
Выставка состоит из трёх частей. Почти весь первый этаж «Нового Пространства» посвящён жизни и творчеству Тарковского. Особое место занимает зал с проектором, на котором крутится слайд-шоу с кинокадрами и фотографиями из архивов великого режиссера. В рамках выставки были организованы и кинопоказы, в том числе режиссёрская версия «Андрея Рублёва» (она на полчаса длиннее классической). В этом же зале расположена «стена цитат» – изречения знаковых режиссёров (Акиры Куросавы, Карлоса Рейгадаса, Федерико Феллини) о работах Тарковского.
Вторая часть выставки посвящена художнику Плавинскому (1937 — 2012). Небольшой зал первого этажа украшен его личными фотографиями, а на втором перед зрителем открывается настоящая галерея. Работы Плавинского не похожи друг на друга, все они написаны разным стилем и с разным посылом. Здесь и подробнейшие гравюры, и коллажи, и даже лепка. Один из самых ярких экспонатов здесь – увеличенный фрагмент «Новгородской стены», разросшийся во всю стену. Этот приём был использован организаторами для декорации зала и для создания необходимой атмосферы.
Центральный экспонат – картина «Отпечаток памяти» (так же называется и зал). Работа выполнена в нескольких стилях сразу – коллаж, рисунок, мозаика… Она похожа на доску шамана: приклеенные ракушки, камни причудливых форм, хаотично разбросанные буквы. Картину можно разглядывать часами – столько в ней маленьких деталей, от которых невозможно оторвать глаз.
Но основная часть выставки находится на цокольном этаже «Нового пространства»: мы снова возвращаемся к Тарковскому. И здесь во всех залах висят проекторы, на которых транслируются фрагменты из всех кинокартин Тарковского, а также рабочие эпизоды, которые демонстрируются широкой публике впервые. Рядом с каждым проектором стоит по стенду с цитатами режиссёра. В витринах – документы, исторические справки, письма, заметки Тарковского, касающиеся съёмок, а также сценарий…
Крайне важное место занимает плакат с фрагментами протоколов обсуждения «Андрея Рублёва». Требования вырезать важные моменты, сократить ряд эпизодов и длинные диалоги, убрать пролог и вычеркнуть некоторых героев… Копий фильма вышло всего 277, хотя обычно их было от полутора тысяч. Сегодня же мы можем насладиться его работами, в том числе режиссёрской версией, «прорвавшись» не только в XV век, но и в мир самого режиссёра.
– Тарковский за всю свою жизнь снял всего семь фильмов, но все они являются киношедеврами, – комментируют организаторы, – мы хотим провести большой показ его картин, но уже в августе.
Читайте также
Последние новости