Стратегическое сотрудничество нашей страны с Индией, налаженное титаническими усилиями Советского Союза, было разрушено в 1993 году, когда под давлением США руководство России отказалось от поставки Индии криогенных ракетных двигателей, которые якобы имели оборонное значение, - только для того, чтобы аналогичные двигатели немедленно поставила Индии американская корпорация.
После этого партнерство было с большим трудом восстановлено, но преимущественно лишь в военной сфере.
Эта однобокость устранена лишь сейчас: «Роснефть» завершила сделку по приобретению 49% крупной индийской нефтяной компании Essar Oil Limited (EOL). Другие 49% приобрел международный инвестиционный консорциум Trafigura и UCP. Это самые масштабные в истории внешние вложения в топливно-энергетический комплекс Индии. Главный актив – второй по объемам переработки в Индии нефтеперерабатывающий завод Вадинар, по своему технологическому уровню входящий в десятку лучших заводов мира (глубина переработки составляет 95,5%, - и это притом, что половина перерабатываемого сырья – тяжелая нефть). Важными активами являются также обеспечивающие работу НПЗ глубоководный морской порт, резервуары и электространция, а также сеть из 3,5 тыс. АЗС.
НПЗ Вадинар позволяет эффективно перерабатывать тяжелую венесуэльскую нефть (получаемую «Роснефтью» по уже заключенным контрактам) и обеспечивает «Роснефти» эффективный доступ, как на высокорентабельные рынки Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на стремительно растущий внутренний рынок Индии, уже сейчас являющийся четвертым в мире по импорту нефти. А отмена регулирования ценообразования на розничном рынке Индии дополнительно повышает его коммерческую привлекательность.
Индийская экономика выросла за 2013-2016 годы почти на 30% и сейчас растет более чем на 7% в год: это максимальный уровень среди всех крупных стран. Спрос на нефть уже растет примерно на 10% в год, а в ближайшие 10-15 лет ожидается качественный переход в уровне благосостояния индийцев, благодаря чему автопарк страны вырастет более чем вчетверо: с нынешних 43 млн. единиц до 187 млн. в 2030 году. Ожидается, что автомобильный парк Индии достигнет 10% от общемирового, а спрос на нефть превысит 10% мирового уровня. По прогнозу Международного энергетического агентства, в 2040 году потребление нефтепродуктов только автомобильным хозяйством Индии вырастет более чем в 4 раза.
Ориентация на эту перспективу позволяет EOL в среднесрочной перспективе готовить увеличение объемов переработки НПЗ с нынешних 20 до 24 млн. тонн в год, а сети АЗС – до 5,5 тысяч. Долгосрочный план развития включает удвоение производительности НПЗ и строительство нефтехимического завода (благоприятные предпосылки для чего дает переработка именно тяжелой нефти). По различным оценкам, приобретение доли в EOL увеличит чистую прибыль «Роснефти» уже в 2018 году на 350-500 млн. долл.
Однако главное – это качественно новые стратегические перспективы, открывающиеся перед нашими странами: благодаря комплексному характеру сделки, Индия получает гарантированный доступ к источникам сырья и надежное удовлетворение своих растущих потребностей, а Россия – окно в наиболее быстроразвивающиеся регионы ближайших десятилетий.
Если Петр Первый «прорубил окно в Европу», то сейчас Россия своевременно восстановила дорогу в Юго-Восточную Азию – регион, по своей значимости для мирового развития вполне соответствующий значимости Европы для XVIII и XIX веков.
Завоеванный плацдарм можно и должно расширять представителям других отраслей, но главный шаг сделан: Россия вернулась в регион, на глазах становящийся сердцем мирового развития, - и вернулась вовремя.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации.
Читайте также
Последние новости