На протяжении последних 15 лет Россия энергично развивает подводный флот, создавая более совершенные субмарины. Сегодня российские подлодки активны как никогда – такого не было со времён холодной войны.
Это беспокоит западных политиков, которые переживают за судьбу подводных кабелей связи, соединяющих США, Европу и другие страны мира. На этот канал связи приходится 95 процентов обмена информацией, посредством которого США ежедневно проводят финансовые операции, оцениваемые в 10 триллионов долларов.
Американское правительство стремится помешать ведению подводной разведки и вводит санкции против российских граждан и компаний, которые сотрудничают с ФСБ. Эту российскую службу американская сторона обвиняет во вмешательстве в президентские выборы в США в 2016 году.
Министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что Вашингтон намерен продолжить борьбу с недоброжелателями, которые действуют по указке России и её ведомств, помогая Москве проявлять агрессию в киберпространстве.
Мнучин подчеркнул, что санкции направлены против тех, кто сотрудничает с ФСБ и вносит свой вклад в действия России в киберпространстве и под водой.
Министерство финансов США сообщает, что санкции стали ответом на кибератаки наподобие вируса NotPetya и на проникновение в компьютерную сеть американской энергосистемы, за которыми могут последовать новые атаки.
Среди компаний, попавших под санкции, оказалась «Дайвтехносервис», которая, по мнению министерства финансов США, с 2007 года поставляла различную технику и оборудование для подводных работ российским спецслужбам, в том числе и ФСБ.
Утверждается, что в 2011 году «Дайвтехносервис» получила заказ на создание подводного аппарата стоимостью в 1,5 миллиона долларов для нужд ФСБ.
Подводный шпионаж зародился давно. В 1972 году американские подлодки в рамках операции «Цветы плюща» с помощью спецоборудования подключались к подводным линиям связи ВМФ СССР на тихоокеанском побережье. В СССР не подозревали об операции, пока в начале 1980-х годов не произошла утечка данных.
В операции принимала участие подлодка «Parche» – это самый титулованный корабль в США, хотя информация о его подвигах, как правило, засекречена.
Сегодня в распоряжении Америки находится подлодка «Jimmy Carter» класса «Seawolf». Предполагается, что она способна подключаться к подводным линиям.
Аналитик Атлантического совета Магнус Норденман говорит, что, как и у России, так и у Америки есть подлодки, готовые выполнять подобные операции.
Российский флот не сравнится с советским, однако субмарины стали более сложными в техническом отношении, так как теперь приоритет отдается качеству, а не количеству.
Активность российских субмарин и их способность проводить тайные операции вызывает опасения у ВМС США.
В 2015 году американская сторона заявляла, что субмарины России занимаются поиском подводных кабелей. В конце 2017 года занимавший должность начальника штаба ВС Великобритании Стюарт Пич говорил, что уязвимость кабелей, проложенных по дну океана, ставит под угрозу западный уклад жизни.
Командующий подводным флотом НАТО контр-адмирал Эндрю Леннон в декабре назвал активность России в отношении подводных кабелей беспрецедентной, упомянув, что Москва «определённо проявляет интерес к подводной инфраструктуре стран НАТО».
Обмен информацией с помощью средств дальней связи и интернета имеет огромное значение в мире, поэтому подводные кабели обрели особую важность, хотя остаются уязвимыми к диверсиям и повреждениям.
«Перехват и повреждение систем связи противника были неотъемлемой частью военных действий с начала времён», – утверждает Норденман.
Именно так ведется подводная война в XXI веке.
Читайте также
Последние новости