Хотя редкий Рогозин долетит до Кишинева, у него пока получается десантироваться в Тегеран. Во время своего пребывания в Иране вице-премьер и главный российский спец по отношениям с Молдавией Дмитрий Рогозин провел встречу с президентом этой страны Игорем Додоном.Полностью присоединяюсь к этому пожеланию, но с одной важной оговоркой. Совсем без санкций, или, если быть более точным, мер кадрового характера, не обойтись. Но вот направлены эти меры должны быть не на Молдавию, а на самого Дмитрия Рогозина.
У любого политика, как и у любого продукта, есть свой срок годности. Политик имеет моральное право занимать высокий пост только до тех пор, пока его деятельность на этом посту приносит ощутимую пользу стране. Как только этот ресурс реального или потенциального позитива исчерпывается, любой патриотически настроенный политик должен задуматься о смене сферы деятельности.
Для Дмитрия Рогозина как для спецпредставителя Президента РФ по Приднестровью и председателя правительственной комиссии по отношениям с Молдавией этот момент, к сожалению, наступил. Его дальнейшее пребывание на этих двух постах — основную должность вице-премьера по ВПК мы выводим за скобки — является с точки зрения интересов России глубоко контрпродуктивным.
И не надо расценивать этот призыв как упрек или даже обвинение в адрес Дмитрия Рогозина. Проблема состоит не в том, что Рогозин сделал или не сделал что-то не то. Проблема в том, что российско-молдавским отношениям необходим свежий старт. А пока главным ответственным за эти отношения в Москве является Дмитрий Олегович Рогозин, подобный свежий старт принципиально не возможен.
Поясню свою мысль для тех, кто не следил за перипетиями отношений Москвы и Кишинева — а таких, как я подозреваю, большинство. Молдавия — республика, которая управляется по очень нетипичной для постсоветского пространства схеме. Официальным главой государства является президент Игорь Додон — политик, который настроен на улучшение отношений с Россией. Однако реальные рычаги власти находятся не в руках Додона. Реальные рычаги власти — у хитроумного олигарха местного розлива по имени Влад Плахотнюк. Именно Плахотнюк контролирует сейчас парламент, правительство, суды и силовые структуры. И хотя особых политических принципов, кроме желания сохранить и официально оформить свою власть, у Плахотнюка нет, для России это очень плохая новость.
Дело в том, что в данный момент Плахотнюк играет на стороне американцев — и играет, надо признать, мастерски. Влад Плахотнюк — это не тот политик, который будет шуметь, ругаться, угрожать и предупреждать противника о своих намерениях. У Плахотнюка совсем другой стиль политической борьбы. Он тщательно и терпеливо выбирает самый удобный момент, а затем молча наносит болезненный удар исподтишка.
А теперь пора ввести на ринг главного борца с Плахотнюком с нашей стороны — Дмитрия Олеговича Рогозина.
Рогозин — это, как известно, политик, который не мыслит свою жизнь без экстравагантных заявлений. И, делая эти заявления в социальных сетях, Дмитрий Олегович не стесняется в выражениях. «Ждите ответа, гады!», «Цивилизованная страна — это Румыния?», «Сдерживание и диалог — слов где-то умных нахватались, не понимая их смысл». Это типичные примеры записей вице-премьера России в Твиттере за последние дни и недели.
Не буду рассуждать о том, насколько подобная лексика соответствует традиционным дипломатическим нормам. Скажу о ее чисто прикладном значении для российско-молдавских отношений.
Делая провокационные записи в Твиттере, Рогозин, видимо, искренне считает, что он таким образом демонстрирует свою крутизну. Но, поступая подобным образом, Рогозин в реальности вредит себе — дает в руки Плахотнюка политическое оружие, которое тут же используется против России.
Молдавия — страна с до предела обостренным чувством национального самосознания. Ее существование как независимого государства — это история сплошных кризисов и сплошных разочарований. Поэтому молдаване — или, по меньшей мере, значительная часть молдаван — очень болезненно воспринимают заявления иностранных политиков, которые могут быть истолкованы как оскорбления или стремление обидеть. А такой знаток молдавской национальной психологии и молдавских политических обычаев, как Плахотнюк, очень умело этим пользуется.
Рассмотрим подробно последний скандальный эпизод российско-молдавских отношений. Сначала словесная несдержанность Рогозина приводит к тому, что подконтрольное Плахотнюку правительство Молдавии объявляет его персоной нон грата в этой стране. Один этот факт уже можно расценить как провал Рогозина-дипломата. Но Рогозину этого мало. Он делает все, чтобы «расширить и углубить» этот провал. Вице-премьер РФ заявляет, что на запрет официального Кишинева ему наплевать и что он все равно приедет в Молдавию, показывая таким образом свое неуважение к суверенитету этой страны.
Из-за вмешательства Румынии — страны, которая мечтает проглотить Молдавию и действует в одной связке с США против России, — попытка Рогозина добраться в Кишинев на обычном пассажирском самолете заканчивается провалом. Рогозин выглядит как политик, который попал в унизительную ситуацию и потерявший лицо. Спецпредставитель Президента РФ усугубляет эту неудобную ситуацию, заявляя Румынии: «Дождетесь ответа, гады!» — Румыния от этого только выигрывает. На фоне «уличного хулигана Рогозина» она может представить себя страной, которая выступает за соблюдение приличий в политике.
Идем дальше. Президент Додон встречается с Рогозиным в Тегеране и обращается к нему с просьбой не вводить санкции. В глазах одной части избирателей Додона — той части, что настроена пророссийски, — такое поведение президента выглядит вполне нормально и адекватно. Но у него есть и другие сторонники — люди, которых можно условно назвать ярыми молдавскими патриотами. И вот у них-то поведение президента Додона в Тегеране может вызвать серьезное недовольство. Получается, что дружественно настроенный к России президент Молдавии жертвует ради Рогозина частью своего политического капитала.
Вопрос: отвечает ли все это интересам России? Я считаю, что категорически не отвечает.
И не надо думать, что российско-молдавские отношения — это мелочи, на которые можно не обращать внимания. Молдавия — это зона замороженного приднестровского конфликта. А сейчас Кишинев полон слухов, что в результате тщательно продуманной провокации этот конфликт может и разморозиться. На таком фоне главным российским спецом по отношениям с Молдавией должен быть человек, который может свободно въезжать в эту страну и у которого нет такого количества негативного политического багажа, как у Рогозина.
Отодвигать Рогозина от молдавских дел нужно осторожно и не в лоб: не надо давать Плахотнюку и иже с ним возможность заявить о своей победе. Но отодвигать Рогозина от Молдавии нужно обязательно.
Читайте материал: Мог ли рухнуть самолет Дмитрия Рогозина
Читайте также
Последние новости