Следующая новость
Предыдущая новость

Рейс в снегопад: тайна безымянной могилы

01.02.2018 23:06
Рейс в снегопад: тайна безымянной могилы

Народный фронт, Служба по делам архивов Югры, редакция окружной газеты «Новости Югры» продолжают разгадывать тайну безымянной могилы в районе бывшего гидропорта Ханты-Мансийска. С помощью неравнодушных людей открываются новые страницы истории северной авиации.

Окончание. Начало в № 4 и 7

В предыдущих публикациях речь шла об обнаруженных в Российском государственном архиве экономики (Москва) документах, проливающих свет на обстоятельства крушения самолета МП-1, совершавшего рейс по маршруту Салехард – Березово – Самарово – Тюмень.

«Груз» оставили до заморозков
Трагедия произошла 11 октября 1944 года в Октябрьском (ранее Микояновском) районе в таежной местности. Два человека погибли, семеро, получив травмы различной степени тяжести, выжили. Оказывая друг другу помощь, они провели ночь у костра. На следующий день, 12 октября, двое отправились на поиски ближайшего населенного пункта, пятеро человек покинули место катастрофы 16 октября, так и не дождавшись помощи.
Их искали самолеты Обского авиаотряда. 15 октября к поиску подключился Омский отряд спецприменения.
Из показаний пилота И. М. Шишкова
«Уточняя постепенно место происшествия, я случайно 20.10.1944 нашел на неизвестном озере (на восток 30 км от п. Лорба) группу из 5 человек – Тимлер, Евсеевский, Стоянов и пассажиры Александровская и Свидерская. Самолет посадил на озеро, взял на борт Александровскую и Свидерскую и передал на самолет Ш-2 Хромова и Короуза сообщение. Снова полетел на озеро, был еще один Ш-2 – забрали остальных и доставили их в Самарово (Ханты-Мансийск. – Авт.)».
На следующий день, 21 октября, Шишков вместе с наблюдателем Смирновым вылетели для поиска потерпевшего аварию самолета МП-1 и вскоре его обнаружили. Комиссия, прибывшая на место аварии 23 октября, отметила в акте: «Пассажирский багаж в исправности, отправлен в аэропорт Самарово, груз оставили на месте до заморозков». Под словом «груз», как можно догадаться, подразумевались тела погибших – командира Обского авиаотряда Александра Дубенского и бортрадиста Михаила Егорова.
В архивном деле имеется «Акт освидетельствования экипажа гидросамолета МП-1, потерпевшего аварию на трассе Березово – Самарово» от 22 октября 1944 года, который составили главный врач окружной больницы Ханты-Мансийска Н. С. Воскресенский, заведующий райамбулаторией села Самарово Б. Ф. Пицкер и начальник самаровского аэропорта Мальцев. В документ внесены фамилии всех семерых человек, оставшихся в живых после авиакатастрофы, что подтверждает: в ходе поисков удалось обнаружить обе группы пострадавших в аварии, которые попытались выйти к людям. У всех зафиксированы травмы. Испытания, которые перенесли эти люди, вынужденные почти десять дней находиться в тайге, при минусовой температуре, без медицинской помощи, не поддаются описанию. То, что они выжили в экстремальных условиях, иначе как чудом и не назовешь.

С учётом военной обстановки
Комиссия установила, что «основной причиной катастрофы является низкая высота полета – 5–30 метров, отказ мотора из-за обледенения диффузора карбюратора вследствие плохих метеоусловий; неправильное принятие решения пилотами продолжить бреющий полет при постепенном падении мощности мотора и плохой видимости». Виновником был назван погибший командир отряда Дубенский, который занял место первого пилота и грубо нарушил ряд пунктов наставлений по летной службе. А «пилот Александр Тимлер был недостаточно настойчивым, видя ряд нарушений со стороны Дубенского».
Возвращаясь к главной теме предыдущих публикаций, а именно установлению имен авиаторов, которые могли быть похоронены в районе бывшего гидропорта в Ханты-Мансийске, можно сказать одно: пока документально не подтверждены другие авиакатастрофы в этом районе, наиболее вероятной остается версия захоронения в безымянной могиле Александра Дубенского и Михаила Егорова. Их доставили в окружной центр из Октябрьского района после того, как замерзли болота и появилась возможность вывезти тела, скорее всего, даже не авиацией, а гужевым транспортом, на лошадях. Иначе почему их не забрала комиссия, которая побывала на месте, а в акте отметила: «груз» оставлен до заморозков?
Похороны погибших в районе гидропорта могли состояться с учетом военной обстановки тех лет и больших расстояний – семья Дубенского жила в Тамбове (не удалось установить, откуда родом второй погибший – бортрадист Михаил Егоров). Тот факт, что похоронены два человека, подтверждают некоторые жители, чья детская память хранит воспоминания именно о «двух летчиках» в безымянной могиле.
А что известно о выживших в авиакатастрофе, как сложились их судьбы? Консультант Службы по делам архивов Югры Ольга Спиридонова, работая по этой теме, нашла в интернете сведения о пилоте разбившегося самолета Александре Тимлере: выяснилось, что его родные проживают в Тюмени. Но каково было наше удивление, когда оказалось, что потомки Тимлера – это известная в журналистских кругах области семья Горбачевых. Дочь Тимлера Генриетта Александровна работала на областном телевидении, зять Виктор Семенович Горбачев много лет был редактором областной газеты «Тюменская правда», а внучка Елена Горбачева после окончания университета начинала свою карьеру в журналистике в окружной газете «Новости Югры». Сейчас она руководит службой по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром геологоразведка».

sh-2.jpg

Лётчик – герой поэмы
У Александра Августовича Тимлера – героическая биография. Рано оставшись без родителей, беспризорничал, попал в коммуну, а в 30-е годы увлекся авиацией и поступил в Батайскую летную школу. Из него получился отличный летчик, и это проявилось уже в первые годы войны. Он попал на Северо-Западный фронт, приходилось летать к партизанам на временно оккупированные территории Псковской и Ленинградской областей. Здесь судьба свела его с известным кинодраматургом Алексеем Каплером. Работая над сценарием «Она защищает Родину», он решил побывать в партизанском отряде, и за линию фронта его доставил летчик Александр Тимлер. Об этом опасном перелете Каплер позже написал в мемуарах. Они еще раз встретились в середине 70-х годов на телепередаче, когда Каплер приезжал в составе группы советских писателей в Тюменскую область.
Тимлер пробыл на фронте девять месяцев, перебрасывая по воздуху партизанам боеприпасы, медикаменты, почту, вывозил с оккупированных территорий раненых. В первый же год войны его наградили орденом Красной Звезды, а через несколько дней вышел приказ, и отважного летчика, немца по национальности, вычеркнули из фронтовой авиации и перевели в тыл, в Тюмень. Так пилот первого класса, освоивший практически все типы самолетов, оказался в Обском авиаотряде, летал по всему Северу. Однажды на Ямале, перебрасывая экспедицию на точку, самолет Тимлера потерпел аварию. О том, как люди держались и выживали, в поэме «Семь дней» рассказал поэт Вадим Коростылев, который волею судьбы оказался среди пассажиров.
Поэму напечатал журнал «Знамя» в девятом номере за 1955 год. В ней есть такие строки: «Теперь уже никуда не деться: четыре жизни и грозный тоннаж! Осталось только Тимлера сердце… Саша! Выдержишь или сдашь?» Саша, Александр Августович Тимлер, ас северной авиации, выдержал. Но самолеты падали, последняя авария в 1946 году оказалась для него самой тяжелой. Дочь Генриетта Александровна вспоминает, как отца, прикованного к постели, привезли домой. После этого он больше не поднялся в небо.
Виктор Семенович Горбачев рассказал, как однажды он предложил тестю консервы «печень налима» и увидел реакцию: не скрывая отвращения, тот отказался и объяснил причину. Когда в 1944 году самолет потерпел аварию в Октябрьском районе, раненые, но выжившие люди, блуждая несколько дней по тайге, питались только консервами, которые оказались на борту самолета. Авиацию Александр Тимлер сменил на работу в областной больнице – он выучился на рентгенотехника и организовал первую в области рентгеномонтажную мастерскую. В 1987 году, в возрасте 75 лет, он ушел из жизни.
Но точка в этом расследовании еще не поставлена. Мы надеемся на помощь редактора сайта airdisaster.ru (авиакатастрофы и авиапроисшествия) Дмитрия Ерцова, с которым наша поисковая группа находится в переписке. Дмитрий, посвященный в эту историю, склоняется к версии о захоронении в безымянной могиле жертв авиа-
катастрофы 11 октября 1944 года. Недавно он сообщил, что приступает к исследованию материалов авиапроисшествий довоенного периода, и пообещал поделиться открытиями, если это будет касаться нашего округа. Может быть, тайна безымянной могилы – из того, довоенного времени?

Источник

Последние новости