Мы сталинисты и либералы, сторонники дочки Алсу и ее противники. Майклджексоновцы и обличители педофилии, причем фанатов не волнуют свидетельства очевидцев в нашумевшем фильме. Разделены на агрессивно снобирующих фейсбучан и ВК-шников. Причем ФБ-шников не волнует, что ОК-шников и ВК-шников примерно в 20 раз больше. А маркетологи это знают.
Мы разделены на почитателей английской королевской семьи и остальной Башкирии, занятой выживанием. На национально озабоченных и нормальных, которым никто не мешает учить своих детей родному языку. В этой связи меня поразили слова 48-летнего таджика-бригадира: «В России хорошо». «Почему?» «Здесь мало таджиков, дети могут выучить английский и русский». Иными словами, простым людям по всей Евразии надоели их национальные элиты, и они бегут от них туда, где на ночь не отключают свет, воду и можно наесться.
В Башкирии люди разделены на патриотов и тех, кто много лет хочет уехать. Причем основную часть населения, ворчащую, но не нищенствующую, не слышно. Поэтому пессимизм с оттенком скандала доминирует в соцсетях. И об этом знают маркетологи, пиарщики.
Я интересовался у предпринимателей, имеющих бизнес-филиалы в разных городах Башкирии и России, знают ли они уфимских звезд соцсетей, лидеров общественных мнений, павлинов-интеллектуалов Фейсбука, ЖЖ? Обратятся ли к ним за продвижением продукта или имиджевой рекламой?
— В какой сфере они «звезды»? В маркетинге? Спорте? Живописи? Музыке? IT? Бизнесе?
— Нет, — говорю. — Это наши «позитивные дружбаны», которые как бы объединяют на почве любви к себе. Сами смотрите.
Опытный инвестор и маркетолог в прошлом внимательно листает страницы «звезд». Потом начинает улыбаться.
— Нет, — говорит, — это местечковые нарциссы-бузотёры. И в пиаре они не сильны. Подхватывают волну ментальной зацепки, давят на кнопочки скрытых зон раздражения трехсот-пятисот человек. Приторговывают своей внешностью, молодостью, оригинальничают. Лишь трое-четверо занимаются пиаром за деньги. Остальные «светильники» лишь собирают на своей льдине небольшие группы единомышленников. Для впечатывания в мозг, продаж требуется «ледокол», который будет разбивать льдины и противопоставлять. У нас общество и так мозаичное, а маркетологи об этом напоминают маркерами. Сейчас на такой хайп перешли и журналисты. А скандал — это, в первую очередь, конфликт, при котором можно впарить что-то одно выявленной группе людей. Например, цитата и фото Волочковой взбесят работяг. По анализу больших данных можно выяснить их приблизительное количество в городе.
Я бы к местным пиарщикам не обратился, даже если у них 200 тысяч просмотров в день, отмечает бывший маркетолог.
— Почему?
— Они не «ледоколы». Об эффективных агентствах в Уфе мало знают — эти конторы демонстрируют лучшие методы социальной инженерии и маркетинговые результаты. Могут себе позволить отказать заказчикам в продвижении того или иного товара, заранее зная, что он не пойдет в регионе с определенной ментальностью. Например, меда в Башкирии, где каждый третий пчеловод, вокруг полно фальшивого сиропа, и уже невозможно определить, где настоящий продукт. Специалисты таких агентств делают социальные срезы регионов и даже отдельных городов, в том числе и в соцсетях. На них работают по 50-60 фрилансеров по всей стране. Я, к примеру, не открою свой сетевой магазин в городе, где процент женщин 30-летнего возраста ниже определенной планки.
— Почему?
— Потому что мужчина, который пошел за маслом, принесет масло, а 30-летняя женщина – 5-6 скидочных товаров. Запущенный постер или статья о Сталине даст срез активных пенсионеров и мы увидим перспективы скидочной стратегии. Таких нюансов сотни. И ими занимаются узкие специалисты.
— Маркетинговые и пиар-агентства используют разделение общества?
— Да. Любые социальные, политические, национальные заблуждения, противоречия или нечто объединяющее (к примеру, раздражение по поводу чего-либо). Абсолютно все, что поможет выявить скрытую группу людей и впарить ей мысль, услугу, товар; очернить одно или обелить другое. Именно так дачи и балконы забиваются ненужными вещами, а илишевский механизатор начинает уважать английскую королеву, хотя бы потому, что она далеко и не виновата в его проблемах.
Так это работает. За гранью добра и зла. Маркетологам-инженерам нужен планктон в социальных сетях, который стремительно молодеет. Из тинейджерской соцсети Тик-ток школьники перетекают в Твитер, Фейсбук, Инстаграм. Там в повестке хайп, скрытое социальное разделение и внедрение.
О чем это все? Надо объединяться только на почве здравого смысла, для начала с соседями по лестничной клетке, ради будущего детей, критичной оценки любых печатных выводов. Чтобы нам не могли впарить, втюхнуть, подсунуть, стравить нас, столкнуть и отобрать самое главное — свободу объективного выбора.
Читайте также
Последние новости