26 июля палата представителей Конгресса США подавляющим большинством приняла новые санкции против России. Однако в процессе дискуссий законопроект претерпел несколько важных изменений.В исходной версии законопроекта предлагалось наказать ведущие российские нефтегазовые компании. Сейчас американцы могут кредитовать четырех отечественных лидеров отрасли на срок до 90 дней. Конгрессмены сначала планировали сократить отрезок времени до 30 дней, но в финальном варианте остановились на 60 днях. Этот компромиссный вариант — результат лобби американских нефтяных компаний: ведь от урезания сроков пострадают и они. Дело в том, что речь идет не просто о кредитах, а об условиях оплаты товаров и услуг. То есть если, например, российская компания под санкциями покупает оборудование у американской, то платеж должен пройти не позднее установленного срока. В противном случае американская компания нарушит санкционный режим. «Первоначальная версия законопроекта действительно перекрывала кислород практически всем совместным нефтегазовым проектам. А в современном мире практически никто не реализует сложные проекты по добыче и транспортировке сырья в одиночку», — отмечает первый заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов.
По его словам, обратить внимание стоит также на пункт о запрете передачи американских технологий для разведки и добычи российской нефти на глубоководье, арктическом шельфе и в сланцевых формациях. «Теперь под запрет попадут проекты, в которых доля российских нефтяных гигантов превышает 33%», — поясняет Антропов. Как говорит эксперт, это «очень неприятно, но не смертельно». Между тем изначально конгрессмены планировали наложить табу на проекты, где есть любая российская энергетическая компания.
Впрочем, у наших нефтяников есть пути для отступления. «Наиболее перспективными для России являются разработки на арктическом шельфе, а там основной интерес проявляют индийские компании, которые могут стать основными носителями технологий. Например, у «Роснефти» уже есть опыт работы с Индией вопреки санкциям: в прошлом году индийским сырьевым компаниям было продано 49,9% «Ванкорнефти», — продолжает эксперт.
Куда больше вопросов вызывает будущее амбициозного газпромовского проекта «Северный поток-2» и других газопроводов, строительству которых Вашингтон намерен противодействовать. США тем самым собираются протянуть руку помощи Украине, которая может лишиться транзита российского газа и соответствующих доходов от него. Эти санкции взбудоражили не только российскую сторону, но и ЕС. Дело в том, что в строительстве «Северного потока-2» участвуют европейские нефтегазовые гиганты, такие как Shell, OMV и другие. Причем эти компании уже вложили в проект немалые деньги. Всего труба оценивается в 10 млрд евро. Из них пятая часть уже потрачена. Неудивительно, что американские ограничения вызвали бурный протест в ЕС.
Впрочем, дело тут не только в потерянных деньгах. Новые антироссийские санкции ставят под угрозу энергетическую безопасность Европы.
«В зависимости от применения закона о санкциях он может повлиять на инфраструктуру транспорта энергоресурсов в Европу. Он также может затронуть проекты, критически важные для реализации задачи диверсификации каналов поставки энергоресурсов в ЕС», — говорится в заявлении Еврокомиссии (ЕК). По словам президента ЕК Жан-Клода Юнкера, если к опасениям ЕС не прислушаются, европейское правительство готово к ответным действиям. И это «вопрос дней». «Принцип «Америка превыше всего» не может означать, что интересы Европы ставятся на последнее место»,— заявил Юнкер.
Как подчеркивают эксперты, санкции не пойдут никому на пользу. В конечном счете в проигрыше окажется не только российский бизнес, против которого они направлены, но и компании Европы и Америки.
Читайте также
Последние новости