Следующая новость
Предыдущая новость

Пушкин знал о герое башкирского народа Салавате Юлаеве

06.06.2019 22:19
Пушкин знал о герое башкирского народа Салавате Юлаеве

6 июня, в день рождения гениального русского поэта Александра Пушкина, в нашей стране уже девятый раз официально отмечается Пушкинский день России. Одновременно по решению ООН этот день провозглашен Международным днем русского языка. А нынче эта дата имеет особое значение: исполнилось 220 лет со дня рождения великого поэта.

Известно, что Пушкин, собирая материалы о пугачевском восстании, в 1833 году побывал в Оренбургском крае, в состав которого входила тогда и Башкирия. Об этом подробно рассказал в своих книгах известный писатель-литературовед, основоположник литературного краеведения в республике Мурат Рахимкулов.

15 лет назад, к 205-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, мне довелось взять интервью у Мурата Галимовича Рахимкулова — моего учителя и наставника, заслуженного деятеля науки БАССР, отличника Высшей школы СССР, почетного краеведа Башкортостана, лауреата Уральской премии имени В.П. Бирюкова, литературной премии имени С.П. Злобина и других премий. Интервью получилось большое, но, думаю, часть ответов будет интересна и читателям «Электрогазеты».

Прежде всего, разговор шел вокруг темы «Пушкин и Башкирия». Хотя Пушкин не был в самой Башкирии, слово «башкирец» встречается в его произведениях неоднократно.

На вопрос: «Что Вы скажете по поводу отношения Пушкина к башкирам», Мурат Галимович ответил так:

— Величайший поэт-гуманист, певец свободы и равноправия всех людей, Пушкин был не только автором выдающихся произведений различных жанров и основоположником реализма в нашей литературе, но и стоял у истоков литературного содружества русского народа с другими народами России. «Пушкин у нас — начало всех начал», — писал Максим Горький еще до революции. Образы представителей угнетенных народов царской России занимают значительное место в творчестве Пушкина. Он был одним из первых русских писателей, обративших внимание на жизнь башкирского народа. «Башкирских» страниц в творчестве великого поэта немного, но, как и все, что связано с его именем, эти страницы для нас чрезвычайно дороги и святы. Однако к ним следует прикасаться очень бережно, не допуская сомнительных домыслов и толкований.

Впервые слово «башкирец» встречается у Пушкина в начале 20-х годов в романтической поэме «Братья-разбойники». Причем дано оно с эпитетом «безобразный». Трудно сказать, какой смысл вкладывал юный поэт в этот эпитет, возможно, он имел и антропологический оттенок. Непременно следует учитывать и то, что в пушкинскую эпоху слово «безобразный» имело и другой смысл, например, «неказистый». Даже о себе в одном из ранних стихотворений поэт писал: «А я, повеса вечно праздный, Потомок негров безобразный...»

Когда же исследователь пытается вложить в этот эпитет какой-то социальный смысл и пускается в рассуждения о том, что башкирец «обезображен» царскими карателями за участие в народных восстаниях, то это представляется, мягко говоря, неубедительным.

— Но ведь есть же в «Капитанской дочке» образ такого башкира...

— «Капитанская дочка» закончена в 1836 году, после посещения поэтом мест, связанных с восстанием Пугачева. Действительно, образ изувеченного безымянного «башкирца», данный через восприятие Гринева, кроме жалости и сочувствия, вызывает и справедливый гнев к угнетателям. В этом образе отразилось свободолюбие народа, лишенного прав, не имеющего даже «языка», но продолжающего борьбу за лучшую жизнь.

— Что послужило основной причиной поездки Пушкина в Оренбургский край?

— Еще в 1824 году внимание Пушкина привлек образ Емельяна Пугачева. Он задумал написать историко-социальный роман. 7 февраля 1833 года поэт ходатайствовал о предоставлении ему для изучения «Следственного дела» о предводителе крестьянского восстания Пугачеве. Параллельно с изучением архивных материалов он знакомился со всеми доступными источниками как о самом Пугачеве, так и о том крае, где пылал мятеж.

Работа над «Историей Пугачева» продвигалась быстрыми темпами. Судя по отметкам в рукописях, Пушкин приступил к первой главе своего труда 25 марта 1833 года, а 22 мая того же года черновая редакция произведения была уже написана. Но поэт еще не располагал документальными, мемуарными и фольклорными материалами, идущими из лагеря Пугачева, потому и задумал поездку по «пугачевским местам».

Разрешение на поездку Пушкин получил 7 августа 1833 года. Проехав довольно быстро Москву и Нижний Новгород, он несколько дней пробыл в Казани. Оттуда ненадолго выезжал в Симбирск. Затем через Красный Яр и Бузулук поехал в Оренбург.

Утром 18 сентября у Маячной горы Пушкин переправился через Урал и, не доехав около версты до Сакмарских ворот, ведущих к Оренбургу, остановился на пригородной даче генерал-губернатора Василия Перовского, которого знал еще по Петербургу. Позднее на месте той дачи был построен архиерейский дом. Здание это сохранилось до наших дней, ныне на нем установлена мемориальная доска в память о пребывании здесь Пушкина. Все путешествие заняло ровно месяц.

Чиновником особых поручений при оренбургском генерал-губернаторе с мая 1833 года состоял военный врач, доктор медицины Владимир Иванович Даль, прославившийся впоследствии как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

— С кем встречался Пушкин в Оренбургском крае?

— В поисках «живых» материалов о пугачевщине Пушкин был исключительно сдержан и деловит: встречался и беседовал лишь с небольшим кругом людей.

Неполные два дня пребывания поэта в Оренбурге были насыщены до предела. Вместе с Далем он внимательно осмотрел достопримечательности города, связанные с восстанием Пугачева. Знакомился и с архивными материалами. В Оренбурге Пушкин жил у Перовского. Утром 19 сентября поэт пожелал осмотреть казачье селенье Берды, где во время осады города Пугачев имел резиденцию. Самой интересной для Пушкина была беседа со старой казачкой Бунтовой. Семидесятипятилетняя Ирина Афанасьевна, лично видевшая Пугачева, рассказала Пушкину ряд ярких эпизодов, в частности, о взятии пугачевцами Нижне-Озерной крепости, откуда сама была родом. Спела она также песню о Пугачеве.

Рассказы Бунтовой почти полностью вошли в текст «Истории Пугачева». В «Капитанской дочке» также нашли широкое отражение впечатления этого памятного дня. Из бесед с мужиками и казаками Пушкин вынес ясное представление о «мнении народном», которое, по его мысли, было важнейшей силой в истории.

Из Оренбурга Пушкин направился в Уральск, где также пробыл два дня. 1 октября поэт приехал в Болдино, где оставался до середины ноября 1833 года. Уже через месяц работа над «Историей Пугачева» была завершена.

— Интересно, знал ли Пушкин о Салавате Юлаеве?

— К сожалению, следственные дела о Салавате, хранившиеся в Уфимской канцелярии, в руки Пушкина не попали. Если бы он знал, что Салават был замечательным поэтом, он бы, несомненно, обратил на него особое внимание. У Пушкина встречается лишь упоминание о герое башкирского народа.

Показывая в «Истории Пугачева» роль народных масс в восстании, Пушкин большое место уделяет башкирам во главе с их вождем Салаватом Юлаевым. Причину активного участия башкир в восстании поэт видел в усилившемся в XVIII веке самодержавном гнете. Расправа над участниками восстания в 40-х годах была жестокой: 130 человек были замучены, около тысячи «прощены», но у них были отрезаны носы и уши.

— Жаль все-таки, что в планы Пушкина не входило посещение Уфы. Но были ли у него связи с нашим городом?

— Известно знакомство поэта с певцом башкирской природы Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, композитором А.Н. Верстовским (автором романса «Гляжу, как безумный, на черную шаль...»), героиней Отечественной войны 1812 года Надеждой Дуровой, с литератором Д.М. Княжевичем, А.М.Языковым и другими.

Так что, формы связей великого поэта с нашим краем разнообразны и плодотворны. В 1937 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, Сайфи Кудаш в стихотворении «Пушкин» (перевод Николая Заболоцкого) сказал от имени башкирского народа: «Он, вестник грядущего мира,/ Писал, что за вольное слово / Был вырван язык у башкира — /Повстанца времен Пугачева. /Мы, правнуки этого деда, / Погибшего в тяжких увечьях,/ Читаем и славим поэта / На всех языках и наречьях!»

Подробности «Башкирской пушкинианы» можно прочитать в книге Мурата Рахимкулова «От Пушкина до Толстого» (2009, издательство «Китап»). К сожалению, 4 мая 2015 года Мурата Галимовича не стало: он умер в возрасте 90 лет. К юбилею писателя и ученого в «Электрогазете» вышла статья о его жизни и творчестве.

Мурат Рахимкулов оставил нам огромное наследие, которое неподвластно времени.

Источник

Последние новости