Недавно команда Андрея Прудникова вернулась из Арктики. Это был один из самых необычных, если так можно выразиться, туров. Путешественники проехали по побережью Северного Ледовитого океана более 4000 километров на снегоходах. С какими обитателями Арктики удалось на этот раз познакомиться сургутским экстремалам и почему местом для своего отдыха Андрей Прудников выбирает Крайний Север – в материале «Сургутской трибуны».
Прошло всего несколько дней, как Андрей Прудников вернулся из Арктики и пересел со снегохода на обычную машину.
- Довольно непривычно, - смеется путешественник.
Риск — дело добровольное
За рулем снегохода на этот раз Прудников провел около месяца. Изначально в команде было четыре человека, однако до финальной точки — столицы Чукотского района, села Лаврентия - доехали только двое. Один сошел с дистанции раньше, потому что не смог стерпеть всех сюрпризов Арктики, другой — из-за травмы ноги. Хотя такое случается редко. Обычно команда Андрея Прудникова полным составом добирается до финиша. Все-таки абы кого в такие путешествия не берут.
- Риск — дело добровольное. Каждый человек, который со мной идет, понимает, на что подписывается. Я не беру на себя ответственность за жизни людей, я и сам умирать не собираюсь раньше того времени, что Бог отвел. Вопросы, связанные с риском для жизни, обсуждаются коллегиально. Если человек в себе не уверен, то мы его с собой не возьмем. Если в море сильный шторм, мы его переждем. Приключения - это следствие плохо организованной экспедиции. Специально мы их не ищем, хотя, конечно, никогда не предугадать, что может случиться в походе, - поясняет руководитель сургутского клуба путешественников «Андреевский» и глава местного отделения Русского географического общества Андрей Прудников.
К каждой своей экспедиции путешественник начинает готовиться за год-два. Места, в которых бывает его команда, обычно безлюдны. Так что организовывать себе заправку приходится самостоятельно, поэтому в течение года завозит в Арктику, на Байкал, на Чукотку или еще в какое-то супербезлюдное место бочки с топливом — для гидроциклов, снегоходов, катеров. Вообще в каждом походе очень многое зависит от техники и умения команды обращаться с оборудованием.
- Команду подобрать сегодня очень трудно. Люди могут не сойтись характерами. Нужно иметь навыки вождения, нужно легко воспринимать тяготы и лишения, которые мы испытываем в каждом путешествии. Нужно со снегоходом быть на «ты». Вот, к примеру, все побережье Чукотки было изрезано каньонами. Мы не могли идти по горам, а там реально скалы большие, нужно было обогнуть их — заходить далеко в материк. А под скалами — море с большими торосами. Мы шли по кромке льда между материком и морем. И по этим торосам очень сложно неподготовленному человеку ехать. Самое большое нагромождение льдов, которое мы увидели, это порядка 20 метров по вертикали. Здесь нужно соображать. Приходилось искать какую-то лазейку, рубить лед, чтобы проехать, - вспоминает Прудников.
В Арктике всякое бывает
Сроки окончания своих экспедиций Прудников никогда не называет. Всякое может случиться в пути. Обычно они длятся месяцы. Причем, возвращаясь из одного такого рискованного «тура», путешественник уже взахлеб рассказывает о следующем, и чаще всего – еще более опасном и необычном. Говорит, что после таких вояжей не чувствует усталости, наоборот, заряжается энергией. Ну а Чукотка, которую сургутяне впервые увидели во всей ее зимней красе, особенно впечатлила.
- Чукотка покорила пейзажами, морями. Мы прошли пять морей: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. В этой поездке рисковали только по ночам, когда не находили, где ночевать. Все избушки, которые встречали, были разрушены росомахами и белыми медведями. Пять раз ночевали в палатке и три из них - при температуре минус 300С без печки. В одну из таких ночей началась метель. Мы вокруг палатки поставили снегоходы с санями. А ночью пришел белый медведь. Мы его не слышали - палатка вся бренчала, стучала на ветру. Утром уже увидели вокруг много следов. Повезло, что мишка не заинтересовался нами. Так-то человек входит в число его деликатесов, - смеется экстремал.
Обо всех тяготах экспедиций Прудников всегда рассказывает весело. Из каждой поездки привозит на память какой-нибудь сувенир. Помещение его клуба напоминает музей Севера: здесь и чучела животных, и карты, и множество фотографий. Вообще по итогам экспедиций сургутянин старается выпускать фильмы, чтобы привлечь единомышленников к своему стилю путешествий. Сургутяне уже прозвали этот стиль «Прудниковский» - то есть отдыхать, преодолевая шторм, метель или другое природное явление. Путешественник признается, что ни разу не был в Турции и на других популярных курортах. Единственное теплое море в своей жизни он видел в Сочи, когда ездил смотреть Олимпийские игры-2014. Говорит, не пляжный он человек.
- Боже упаси нас от южных регионов! Не ездим мы на юг! Нас привлекают пейзажи Арктики: недоступные места, нетронутая цивилизацией природа. Мы питаемся сегодня вот этой энергией суровых мест. Себя мы уже не преодолеваем, все давно с нами понятно, все давно испытано и проверено. Просто нас радуют те краски, которые мы получаем в Арктике. Стремимся увидеть то, чего еще не видели. Хотим пройти и увидеть Арктику новыми глазами. Учимся у коренных жителей выживанию - готовить пищу из ничего и непонятно где, обустраивать себе ночлег, ремонтировать в полевых условиях на морозе снегоходы.
Пожалуй, легендарной стала его экспедиция на Командорские острова (после чего Прудникова прозвали Командором) в 2012 году. Именно тогда о сургутском путешественнике узнала вся страна. Пятеро сургутян на гидроциклах совершили межконтинентальный переход от Чукотки до Аляски через Берингов пролив, за что и попали в российскую Книгу рекордов Гиннесса.
Этим летом сургутяне вновь отправятся на Чукотку на гидроциклах. Стартует команда Прудникова в начале июля. Подробнее об этом путешествии читайте в следующих материалах «Сургутской трибуны».
Читайте также
Последние новости