Совбез ООН принял решение провести экстренное заседание в связи с событиями на Храмовой горе в Иерусалиме. Там с 21 июля продолжаются беспорядки, поводом для которых стало решение властей Израиля установить у мечети Аль-Акса металлодетекторы и видеокамеры.На фоне беспорядков у мечети Аль-Акса глава Палестинской автономии Махмуд Аббас заявил о том, что разрывает все связи с израильскими властями – из-за их желания «взять под контроль священное место».
После того, как стало известно о новых мерах безопасности на Храмовой горе, палестинец, вооруженный ножом, проник в жилой на Западном берегу и убил троих израильтян.
«Аукнулось» беспорядки у Аль-Аксы даже в Иордании. Установка металлодетекторов и видеокамер, а также последующие столкновения сил правопорядка с мусульманами были восприняты иорданским населением как осквернение исламской святыни.
Согласно официальной информации, в Аммане местный житель Зхария аль-Джавада, ремонтировавший мебель в доме рядом с посольством Израиля, напал на проживавшего там сотрудника дипмиссии. Последний, в свою очередь, застрелил нападавшего. В результате инцидента погиб и находившийся в доме иорданский врач (пока неясно, был он убит рабочим или же сотрудников посольства). Семья аль-Джавады считает, что их сын был хладнокровно убит, и требует выдать израильтянина.
В связи с инцидентом в Аммане власти Израиля приняли решение временно закрыть посольство в Анкаре и консульство в Стамбуле. Их сотрудники продолжат работать из дома.
Ранее турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган призвал Израиль отказаться от металлодетекторов на Храмовой горе. «Исламский мир не будет молча наблюдать за насилием у мечети Аль-Акса», – заверил он.
Нападения на израильтян – и на Западном берегу, и в Иордании, – вновь заставили задуматься о перспективе третьей интифады (в широком смысле – борьба палестинских арабов против Израиля). К слову, вторая интифада, известная также как «Интифада Аль-Аксы» была также связана с событиями на Храмовой горе, которую в 2000 году посетил Ариэль Шарон, занимавший тогда пост израильского премьер-министра. Позднее палестинские лидеры подтвердили, что в то время заранее планировали провокации и столкновения, а визит Шарона пришелся как нельзя кстати в качестве повода .
Но, несмотря на серьезность происходящего сейчас, говорить о третьей интифаде или же ее перспективах нет оснований, считает главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина ЗВЯГЕЛЬСКАЯ.
«Полагаю, что, хотя Махмуд Аббас и заявил о прекращении всех контактов с израильской стороной, они все же сохранятся – возможно, на неофициальном уровне; без них не обойтись, – отметила эксперт в беседе с «МК». – Другой вопрос – о чем свидетельствуют протекающие сейчас процессы? На мой взгляд, они сигнализируют о том, что, несмотря на явную маргинализацию палестинской проблемы в контексте ближневосточных реалий, она будет продолжать напоминать о себе. И ее нерешенность – и даже отсутствие какого-то переговорного процесса, дающего надежду, – будет постоянно непосредственно отражаться на ситуации на палестинских территориях и в Израиле. Сейчас мы имеем дело уже с новым поколением палестинцев, интересы которого, кстати, Махмуд Аббас отражает далеко не полностью. Это более решительно настроенное поколение, попадающее под влияние тех радикальных идей, что циркулируют сейчас на Ближнем Востоке. В этом смысле показательно нападение на израильское посольстве в Иордании, то есть на территории другой страны. И это очень серьезный процесс. Развитие этих радикальных идей как таковое не приведет к третьей интифаде. Но оно, безусловно, будет усугублять ситуацию, способствуя тому, что конфликт будет периодически перерастать в очередные кризисные стадии, столкновения – необязательно крупномасштабные. Поэтому пора вывести из тени палестинскую проблему и каким-то образом возобновить переговоры. Тем более, что позиции сторон переговорного процесса – если не говорить о позициях непосредственно вовлеченных в конфликт сторон, – меняются».
Напомним, ровно четыре года назад, в июле 2013-го в Вашингтоне состоялись палестино-израильские переговоры, инициированные Джоном Керри, занимавшим тогда пост госсекретаря США. Хотя это событие и стало своего рода прорывом (ранее, в 2010-м переговорный процесс заглох, едва начавшись), найти компромисс вновь не удалось. Сегодня ситуация еще сложнее. Если администрация Обамы в палестино-израильском вопросе больше склонялась к идее «двух государств», то команда Трампа, напротив, похоже, не расположена к диалогу. Свидетельство тому — постоянно циркулирующие в американском истеблишменте слухи о том, что Белый дом готов перенести посольство США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Впрочем, в последние месяцы эта идея будто бы отошла но задний план.
Читайте также
Последние новости