В Москве открылся полигон для испытания так называемых беспилотников — автомобилей, оснащенных системами автономного управления.Не очень ровный кусок асфальта с двумя поворотными кругами и нанесенными на него сплошными и прерывистыми линиями разметки как нельзя лучше говорит о том, как далеко продвинулась наша страна в деле беспилотизации дорожного движения. По этому скудному маршруту в сопровождении кучки пеших испытателей периодически ездит «витрина» отечественного беспилотного автостроения — восьмиместный автобус MatrЁshka, который регулярно демонстрируется первым лицам государства. Таких машин здесь целых три штуки, хотя корреспондентам «МК» показали только одну — остальные были недоступны по техническим обстоятельствам.
— Идея внедрения в нашу жизнь беспилотных авто, привнесенная к нам с Запада, столь же сильно отличается от оригинальной, как тамошние демократия, судебная система, качество бензина и уровень автомобилизация — от российских, — считает известный автомобильный эксперт Сергей АСЛАНЯН. — Достаточно сказать, что строительство и автономных авто, и инфраструктуры для них — это высшая ступень развития постиндустриального общества, то есть совсем не наш вариант. Что засвидетельствовал недавно один из руководителей Роавтодора, пожелавший КамАЗу скорее перейти на выпуск беспилотников, потому что тогда можно будет забыть о нанесении дорожной разметки и освещении трасс…
фото: Геннадий Черкасов
Иначе говоря, даже высокие правительственные чиновники плохо понимают, что такое беспилотное транспортное средство и каким условиям должна соответствовать дорожная инфраструктура для их безопасной эксплуатации. А между тем четкость и разметки, и дорожных знаков, и освещение всего этого хозяйства обязаны быть без преувеличения идеальными — иначе умная электроника начинает путаться в показаниях и принимать неверные решения. Кстати сказать, на первом столичном полигоне тех же дорожных знаков мы не увидели: испытатели хранят их в подвалах-подсобках, устанавливая и убирая по мере надобности. И насколько их состояние соответствует ГОСТам — одному богу известно.
Между тем Правительство РФ продолжает продвигать идею по пересадке моторизованных россиян на «транспорт будущего». А ведь на сегодняшний день к такому нововведению абсолютно не готовы не только, как уже говорилось, дорожная инфраструктура, но и законодательство (в частности, совершенно непонятно, кто будет отвечать за причиненный вред в случае аварии).
Правда, в конце июля этого года зампред Правительства РФ Аркадий Дворкович получил от премьера Медведева задание составить перечень необходимых для движения беспилотных автомобилей объектов дорожной инфраструктуры, но нужно понимать, что до его реального воплощения в жизнь — сотни миллиардов рублей и десятилетия. И тот самый первый для столицы открытый полигон для тестирования самоуправляемых машин в технопарке «Калибр» — даже не капля в море нерешенных беспилотных проблем, а жалкий, глазу невидимый протонишка.
фото: Геннадий Черкасов
Но как бы то ни было, резиденты «Калибра» уже приступили к первым тестовым испытаниям беспилотных автомобилей. Разработчики обучают их взаимодействовать как с дорожной инфраструктурой, так и с пешеходами, роли которых играют сами сотрудники технопарка. Планируется, что в дальнейшем эту трассу смогут использовать студенты и аспиранты московских технических вузов, а также коммерческие компании.
Между тем в начале нынешнего года американская компания VidiaScope Inc совместно с производителем технологий искусственного интеллекта Cognitive Technologies провела опрос граждан России с целью узнать их мнение о беспилотных автомобилях. В исследовании приняло участие около 33 000 наших соотечественников. Как оказалось, большинство из них (56%) интересуются новостями мира автономных машин. При этом 39% респондентов не уверены, что хотели бы прокатиться на таком автомобиле, хотя категорично от тест-драйва беспилотника практически никто не отказался.
Читайте также
Последние новости