Брюссель недоволен очередным санкционным пакетом против России, который американский конгресс планирует принять во вторник, 25 июля.В распоряжение журналистов попал текст заявления председателя Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, который будет зачитан в среду. В нем сказано, что американские санкции «рискуют разрушить трансатлантическое единство и «большую семерку»», поэтому Европа должна быть готова дать ответ «в течение считанных дней». Евросоюз намерен добиться от США публичных заверений в том, что новый санкционный пакет не затронет интересы европейских компаний, применить европейские законы, которые блокируют действие американского экстерриториального права в ЕС, и принять ответные меры в рамках ВТО.
Европейцы не в первый раз высказывают протест против антироссийских санкций. Еще в июне, когда проект санкционного пакета активно обсуждался в США, его раскритиковали министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн. «Кто и как поставляет нам энергоресурсы, мы решаем в соответствии с рыночными правилами открытости и конкуренции», — говорилось в их совместном заявлении, в котором они обвинили Америку в попытке навязать Европе свои энергоресурсы.
Американский законопроект действительно можно в этом заподозрить. Отельным пунктом в нем указано, что США будут противодействовать строительству газопровода из России в ЕС «Северный поток-2», а лишенным российского газа европейцам окажут поддержку. Под этим, видимо, подразумевается, что Соединенные Штаты намереваются сами поставлять им голубое топливо.
Кроме того, ограничительные меры позволят США налагать санкции на любые компании (в том числе европейские), которые инвестируют в российский энергетический сектор. Жан-Клод Юнкер также опасается, что они затронут «значительное число европейских компаний», которые сотрудничают с Россией в таких сферах, как «железные дороги, финансы, перевозки, горнодобывающая промышленность». Законопроект предусматривает и сокращение максимального срока рыночного финансирования подсанкционных банков до 14 дней, а нефтегазовых компаний — до 30 дней.
Напомним, что законопроект о санкциях призван, главным образом, закрепить старые ограничения, которые были введены указами Барака Обамы, но не имели силы законов. Отменить их теперь сможет только конгресс. Более того, по новому законодательству, президенту будет запрещено ослаблять санкционный режим без одобрения законодателей.
«Европейская экономика действительно может быть затронута этими санкциями, поскольку они касаются оборудования для газонефтедобычи: европейские поставщики сейчас преобладают на этой части европейского рынка, — рассказал в беседе с «МК» доцент кафедры Интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. — Но нельзя сказать, что после этого отношения США и ЕС испортятся. Они обуславливаются долгосрочными стратегическими интересами, на фоне которых частные коммерческие потери совершенно несущественны. На самом деле они постоянно спорят по каким-то вопросам, у них идут торговые войны — «стальные», «банановые», «мясные». Но ведь из этого не вытекает, что Вашингтон и Брюссель находятся в плохих отношениях. Скорее всего, позиция европейцев не будет учтена в итоговом пакете санкций. Для американцев в этом вопросе есть некая «красная черта» – тем более, для Трампа, который в этом смысле гораздо более упертый человек, чем Обама».
И все же нельзя не заметить некоторую холодность, которая наметилась в отношениях США и ЕС после избрания Дональда Трампа на пост президента. Выход Америки из Парижского соглашения по климату вызвал резкую критику Евросоюза, а после саммита «большой семерки» на Сицилии канцлер Германии Ангела Меркель поделилась, что по многим вопросам позиции участников разделились по принципу «шестеро против одного». Трамп в свою очередь не устает на разные лады критиковать европейцев за то, что они не тратят на оборону положенные по уставу НАТО 2% от ВВП, и напоминать, как много они задолжали Америке.
Читайте материал: Германия предложила ужесточить санкции против России из-за турбин Siemens
Читайте также
Последние новости