В своей недавней статье, рассуждая о конкуренции великих держав и изменении климата, Роб Литвак, эксперт по контролю над вооружениями, вспоминает вопрос, который президент Рональд Рейган задал Михаилу Горбачеву, тогдашнему советскому лидеру после прогулки у Женевского озера во время саммита 1985 г. Как Горбачёв позже это описывал: «Президент Рейган неожиданно спросил меня: «Что бы вы сделали, если бы на США вдруг кто-то напал из космоса? Помогли бы нам?» Я ответил: «Вне всякого сомнения». Он ответил: «И мы тоже».
А вот сейчас это совсем не очевидно, учитывая недавний всплеск напряжённости в неприкрытом соперничестве великих держав, стали бы помогать друг другу Россия, Китай или Америка перед лицом инопланетного вторжения, угрожающего всем. Литвак, вспоминая тот разговор, намекает, конечно, на то, что все мы сейчас сталкиваемся с аналогичной, общемировой угрозой – не со стороны космических пришельцев, а со стороны самого для нас привычного явления – климата.
Глобальное потепление создаёт проблемы для каждой страны, когда увеличивается число экстремальных погодных явлений, бушуют пожары, растёт уровень мирового океана, ураганы, которые раньше случались раз в сто лет, случаются всё чаще. И, в отличие от инопланетных пришельцев, вероятность договориться с Матушкой-природой — нулевая. Она делает только то, что диктует химия, физика, биология, и ей нет дела до того, где начинаются и заканчиваются границы России, Китая и США. В её руках мир в целом – как показывает нам пандемия Covid-19.
На саммите по климату в Глазго ни президент Си Цзиньпин, ни президент Владимир Путин лично не присутствуют, но участвуют президент США Джо Байден и многие другие мировые лидеры. И, что ещё важнее, в китайском руководстве есть люди, которые выступают против какого-либо существенного сотрудничества с США по проблеме климата, до тех пор, пока США не перестанут давить на Китай по таким вопросам как права человека, Гонконг, Тайвань, торговля и ряд других.
Это что-то новенькое в тактике Пекина: мы сделаем воздух у себя чище, но только если нам будет позволено нарушать воздушное пространство Тайваня и перекрыть воздух свободы Гонконгу.
В китайском руководстве на самом деле сейчас большие разногласия по поводу разумности подобной дипломатической стратегии волка-одиночки в вопросах климата, за которую выступает министр иностранных дел Ван И. Но там есть и те, кто выступает за сотрудничество с Вашингтоном, и что в том, что касается климата, то все мы выплывем либо утонем вместе.
Для конфликта между великими державами момент всегда неподходящий. А мы уже видели, насколько роковым может стать отсутствие глобального сотрудничества перед лицом Матери-природы – это показывает пример пандемии Covid-19. А тут угроза ещё серьёзнее. Перестрелка между США и Китаем из-за Тайваня или между НАТО и Россией из-за Украины – такое же дело рук человеческих, как и изменение климата, пистолет, приставленный к головам нас всех – кончится катастрофой. Но это вполне реальная возможность.
То, что нам действительно нужно – это не гонка вооружений, не космическая гонка, а гонка за сохранение планеты – соревнование великих держав за то, какая из стран быстрее других достигнет нулевой углеродной эмиссии, чтобы люди могли процветать здесь, на планете Земля. И мне хотелось бы, чтобы президент Байден бросил вызов Си и Путину начать такую гонку в своей речи в Глазго.
Байден мог бы сказать: «Я знаю, что изменение климата это глобальная проблема и, если мы очистим свой воздух, а вы не очистите свой, то её не решить. Но мы не можем использовать это как извинение, как не позволим использовать вам в качестве извинения вашу нефтяную и угольную промышленность, чтобы ничего не делать. Потому что сегодня на планете живёт 7.9 млрд. человек, а к 2030 г. их станет ещё на 600 млн. больше. Это означает, что, меняется климат или нет, для того, чтобы просто такое количество людей накормить, дать им крышу над головой и транспорт, нужно гарантировать, что будет чистая энергетика, чистая вода и энергоэффективные дома и автомобили, будет промышленный уклад следующего поколения. Иначе все мы задохнёмся в загрязнениях. Со своей стороны, я хочу объявить о намерении США выиграть гонку за Землю, сделать Америку первой страной по разработке и применению самых чистых энергетический технологий и сделать их такими дешёвыми, чтобы все на планете могли их себе позволить».
Бросить вызов Китаю и России в соревновании, кто сможет найти самые надёжные инструменты для устойчивого развития, а не только для противодействия изменениям, это для Америки способ отчасти восстановить моральное лидерство на мировой арене и сосредоточить нашу экономику и экономики наших конкурентов на самых важных отраслях будущего.
Президент Си сейчас не станет делать ничего, чтобы снизить темпы экономического роста, поэтому Китай и дальше будет какое-то время сжигать огромное количество угля. Но не обманывайтесь – Пекин также строит огромное количество солнечных, ветряных, гидро- и атомных электростанций. Процесс идёт.
Если обе страны сосредоточат усилия на гонке за Землю, почти не имеет значения, какая из них выиграет, поскольку вместе они снизят стоимость чистой энергии для всех. А если ослабят усилия или повернут назад, у нас может возникнуть желание, чтобы какие-нибудь пришельцы забрали нас отсюда к себе.
Читайте также
Последние новости