Так называемый Восточный выезд — самый масштабный по стоимости, сложности и срокам строительства транспортный проект в истории Уфы и Башкирии в целом. Он является частью появившегося в конце 1980-х - начале 1990-х годов плана соединения федеральных трасс М-5 и М-7 через центр столицы республики. Проект преследовал две глобальные цели. Помимо соединения федеральных трасс, новый транспортный коридор открывал прямой доступ в район Зауфимья, которому, по действующему тогда варианту Генплана, отдавался приоритет как месту строительства многоквартирных домов.
Частично этот проект уже реализован — построены магистраль Северный обход микрорайона Затон, новый Затонский мост. Основную проблему представляет вторая половина пути, так называемый Восточный выезд, от недостроенной развязки на проспекте Салавата Юлаева до трассы М-5. Соединить проспект и федеральную трассу мешают река Уфа и Восточный склон Уфимского полуострова с большим перепадом высот. Для решения проблемы планировщики решили пробить в склоне 1,2-километровый тоннель, что делает возможным создание моста через реку Уфу, который, в свою очередь, должен стать началом дороги до трассы М-5. Реально в 1994 году начал строиться только тоннель. Работы шли десять лет, и в 2004 году были приостановлены.
Цена вопроса
Решение о приостановке работ по прокладке тоннеля Восточного выезда могло быть принято по нескольким причинам. Уже в середине 1990-х годов, с принятием нового варианта Генплана, в Уфе резко изменился вектор развития. Вместо застройки Зауфимья приоритет был отдан Деме, Затону и Забелью. Вторым не менее важным фактором стала цена проекта и отсутствие помощи со стороны федерального центра. Наконец, в 2007 году начались работы по строительству моста у Каменной переправы, который был закончен в 2011-м. Новый мост решил вопрос альтернативного выезда в Зауфимье, на трассу М-5 и обошелся намного дешевле.
С момента прекращения активных работ Восточный выезд попал в число наиболее проблемных объектов транспортной инфраструктуры. Для понимания его перспектив важно ответить на два вопроса: насколько нужен этот объект и где взять деньги для его завершения. За ориентир возьмем официально заявленную расчетную стоимость 34 миллиарда рублей. Теоретически Башкирия может достроить объект сама. Объем дорожного фонда республики в этом году составит 21,9 миллиарда рублей. То есть за несколько лет Восточный выезд, в принципе, может быть построен. Но это возможно только за счет отказа от других значимых проектов, сокращения объемов ремонта и строительства дорог.
Второй вариант — привлечение федеральных или инвестиционных средств. Первый источник наиболее реален, но вряд ли покроет всю стоимость проекта. Коммерческий инвестор готов вложить свои средства только при условии их возврата и получения прибыли. А это возможно, если проезд будет платным. И здесь возникает главный вопрос: будут ли уфимцы и гости города платить за проезд по Восточному выезду.
Альтернатива есть
Строительство дорогих и сложных объектов дорожной инфраструктуры оправдано в случае, когда они соединяют два густонаселенных района. В Зауфимье, куда выходит Восточный выезд, по Генплану, будет строиться только малоэтажное жилье с относительно небольшим числом жителей.
Нельзя забывать, что проезд в Зауфимье через мост у Каменной переправы сейчас затрудняет узкая улица Пугачева. В ближайшие годы она будет расширена, в местах пересечения с прилегающими магистралями появятся развязки. Модернизации подвергнется и транспортная система у Монумента Дружбы. Это резко повысит пропускную способность уже существующего пути в Зауфимье и на трассу М-5, делая его быстрым и безопасным. Если представить, что Восточный выезд все-таки построят, и по нему будет платный проезд, то вполне вероятно, что по нему будет ездить немного машин. Их количество не окупит не только инвестиции, но даже расходы на эксплуатацию.
Вторая идея проекта — соединение трасс М-5 и М-7 через центр Уфы сейчас вообще выглядит странно. Все крупные города стараются вывести транзитный транспорт за пределы своих границ, строя объездные магистрали. Кроме того, улица Галле практически не имеет резервов для расширения. Ранее планировщики предлагали сделать ее двухуровневой за счет строительства эстакады от развязки на улице Пархоменко до Комсомольской. Но это еще больше усложняет и удорожает транспортный коридор.
Не лишним будут сравнить стоимость Восточного выезда и других похожих объектов. На 34 миллиарда рублей можно построить около 10 трехполосных мостов, по типу строящегося сейчас на выезде из Уфы в сторону аэропорта. Этой суммы хватит и на строительство четырёх мостов, аналогичных спроектированному в створе улицы Интернациональной. Мост свяжет Черниковку с Забельем, Затоном и трассой М-7. Вместе с подъездными путями его строительство оценивается в 8,3 миллиарда рублей.
Но просто закрыть проект Восточного выезда сегодня нельзя. Недостроенный километровый тоннель со временем неизбежно начнет рушиться и осыпаться, что может привести к просадке земли под улицей Менделеева, Олимпик-парком и рядом близлежащих домов.
Консервация пройденных штолен ранее оценивалась в сумму около 3-3,5 миллиарда рублей. Возможны и альтернативные варианты. К примеру, превращения тоннеля в хранилище овощей и других сельхозпродуктов.
Такой инфраструктуры сейчас остро не хватает в республике и в целом по стране.
Читайте также
Последние новости