В своем знаменитом указе от 1767 года императрица Екатерина Великая провозгласила Россию европейской державой. Она хотела, чтобы Россия стала крупным игроком в европейской политике. Екатерина фактически принудила Европу признать Россию великой державой, выдвинув это в качестве условия ведения дел в стране. В 1815 году Россия была признана равноправной участницей международной системы отношений, вошедшей в историю как Европейский концерт.
В отличие от России, Китайская империя в то время была самодостаточной и замкнутой страной. Она вполне удовлетворялась собственной великой культурой и не хотела открывать свои двери для торговых отношений с Европой. Император ставил под сомнение способность британцев, стучавших в эти двери, «усвоить зачатки» китайской цивилизации.
А теперь перенесемся в XXI век. И что же мы видим? Сердце России, в экономическом, политическом, научном, культурном и образовательном аспектах, безусловно, находится к западу от Уральского хребта. Эта часть хотела бы принадлежать к Европе, и в свое время советский президент Михаил Горбачев, а затем российские президенты Борис Ельцин и Владимир Путин даже говорили о желании вступить в Европейский Союз и НАТО.
Президент Джордж Буш-старший, по всей видимости, хотел сохранить эту надежду (хотя и предпринимал некоторые действия, не соответствовавшие интересам России), но он не сумел переизбраться на второй президентский срок, потерпев поражение от менее дальновидного Билла Клинтона. Придя к власти, Клинтон резко оттолкнул Россию, начав кампанию по расширению НАТО на восток в нарушение торжественного обещания, данного Горбачеву его предшественником, не продвигаться ни на дюйм в направлении российских границ.
Сейчас российское руководство уже не говорит о присоединении к Европе, хотя я думаю, что после стольких лет неограниченной свободы перемещения, большинство людей в западной части России видят свою страну частью Европы. Что касается населения к востоку от Урала, я не знаю их настроений.
При президенте Бараке Обаме произошло некоторое потепление двусторонних отношений, которое привело к значительному сокращению ядерных вооружений с обеих сторон, но Обама проиграл враждебно настроенному республиканскому Конгрессу первенство во внешней политике, в частности, в отношении России. Трамп, будучи республиканцем, продолжил этот курс.
Китай же, напротив, сохраняет древнюю традицию и по-прежнему воспринимает себя как Серединное царство или Поднебесную. Он убежден в том, что является носителем наивысшей культуры, а численность населения вселяет в страну уверенность в своей исключительной значимости и мощи.
Китай хочет быть политически самодостаточным и, как и Россия, не хочет оказаться в окружении американских союзников, таких как Япония, Южная Корея, Австралия, Филиппины, Вьетнам. Пекин не намерен терпеть, когда американские военные корабли патрулируют его побережье, чего сама Америка никому не позволила бы делать у своих берегов. Именно этим объясняется предпринятая Пекином милитаризация близлежащих небольших островов в Южно-Китайском море.
Запад, в частности Соединенные Штаты, при более осторожной поддержке со стороны Евросоюза, в течение многих лет продолжает яростно критиковать решение правительства Китая сохранить коммунистический режим, в то же время проводя рыночные реформы в экономике и сохраняя политическую власть исключительно в своих руках.
Соединенные Штаты в течение, по меньшей мере, десяти лет без всяких на то оснований держали Китай в числе своих ядерных целей. А ведь после корейской войны 1950-1959 годов Китай никогда не угрожал американским интересам в военном отношении.
Это не значит, что Китай полностью враждебен Западу, во всяком случае, пока. Так, Пекин поддержал попытку Америки убедить Северную Корею отказаться от своего ядерного оружия. До прошлого года, когда США безуспешно шантажировали Китай, он участвовал в многонациональных учениях «Тихоокеанское кольцо» во главе с США.
В настоящее время президент Трамп оказывает на Китай колоссальное давление своими мерами в рамках торговой войны, а некоторые его советники в открытую говорят о размещении ракет малой дальности, способных нести ядерный заряд, на территории союзников США в регионе. Евросоюз, возможно, не одобряет эту политику, но не решается возразить открыто.
Неудивительно, что после десятилетий отчуждения, Россия и Китай снова сомкнули дружеские объятия. Отвергнутая и настороженная Россия и уверенный в себе гигантский Китай, постоянно подвергающиеся атакам со стороны Запада, обнаружили, что снова, как и в советские времена, они должны искать поддержки друг у друга, как в политической, так и в экономической сфере.
Несмотря на ажиотаж вокруг значительного повышения уровня военных расходов, Китай сохраняет военный бюджет на довольно низком уровне, поскольку традиционно полагается в большей степени на мягкую силу, чем на силу оружия.
Россия помогла США и Евросоюзу договориться с Ираном о прекращении разработок ядерного оружия и обогащения урана, тем самым предотвратив создание Тегераном атомной бомбы. Москва все еще позволяет американским войскам пересекать подконтрольные ей территории, чтобы воевать против талибов в Афганистане. Соединенные Штаты по-прежнему покупают у России ракетные двигатели и используют российские ракеты для доставки своих астронавтов на Международную космическую станцию, которая принадлежит обеим странам. Россия активно сотрудничала с США в вопросе об уничтожении арсенала химических вооружений в Сирии.
Вышесказанное представляет собой общую картину, которая позволяет нам видеть, почему, несмотря на некоторые позитивные моменты, Запад буквально толкает Россию и Китай в объятия друг к другу. Наряду с ней, существует и малая картина – повседневные обиды и проблемы, которые США и ЕС причиняют Китаю и России. Задумался ли Запад хоть на одну минуту о том, куда может привести его негативная политика? Пока никаких признаков этого не видно.
Китай и Россия – мощные державы, которые не позволят себя запугать. Во всяком случае, до сих пор в истории это не удавалось никому.
Читайте также
Последние новости