Тяжкая и устрашающая тень нависнет над Восточным экономическим форумом, когда российский президент Владимир Путин будет приветствовать во Владивостоке китайского президента Си Цзиньпина и японского премьер-министра Синдзо Абэ. Она будет медленно сгущаться, пока наконец не откроется занавес церемонии открытия форума в Дальневосточном федеральном университете на острове Русский.
В тот самый момент, когда «большая тройка» и южнокорейский премьер-министр Ли Нак Ён, а также ряд других высокопоставленных лиц, соберутся 11 сентября во Владивостоке, часы начнут отсчитывать хронометраж военных учений «Восток-2018».
Даже девиз пленарного заседания форума звучит как пугающий намек: «Дальний Восток: расширяя границы возможностей». Эти возможности, несомненно, будут в центре внимания всего мира, когда более 300 тысяч российских военнослужащих вместе с китайским контингентом численностью 3200 человек примут участие в пятидневных «военных играх», которые начнутся в тот же день.
По масштабам нынешние учения затмевают прошлогодние маневры «Запад-2017», которые прошли в западных областях России и Белоруссии с участием 13 тысяч военнослужащих всех родов войск. Это не может не напоминать об эпохе холодной войны и ушедшем в историю Советском Союзе.
На этот раз для выполнения учебных задач в Японском море будут задействованы два российских военно-морских флота, Тихоокеанский и Северный, а также 1000 боевых самолетов, 900 танков и дронов.
«Основная цель этих грандиозных военных учений, наиболее масштабных с 1981 года – проверить боеготовность Вооруженных сил России», – сообщил в интервью информационному агентству председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Франц Клинцевич.
«Прежде всего, я имею в виду беспрецедентное давление, оказываемое Соединенными Штатами на Россию, – продолжил он, ссылаясь на санкции Вашингтона, которые наносят ущерб экономике страны. Это своего рода превентивный удар по России, попытка помешать ее неизбежному превращению в ведущую мировую державу, в дополнение к расширению НАТО на восток с целью окружения нашей страны».
На прошлой неделе пресс-секретарь штаб-квартиры НАТО в Брюсселе Дилан Уайт подтвердил, что целью России в ходе учений «Восток-2018» будет «отработка действий в случае крупномасштабного военного конфликта» и связал их с новой более напористой внешней политикой России и увеличением военных расходов.
Старший научный сотрудник американского Совета по вопросам внешней политики, аналитического центра в Вашингтоне, Стивен Бланк, высказал схожие взгляды в обширном эссе на веб-сайте The Interpreter, который публикуется влиятельным австралийским Институтом Лоуи.
В силу того, что учения проходят в Азии, Россия может «минимизировать необходимость информировать западных наблюдателей о том, что происходит в рамках этого мероприятия и обойти действующие международные договоры».
Бланк отметил, что включение китайских войск в учения также имеет большое значение, поскольку оно подчеркивает углубление военного сотрудничества между двумя странами, играющими первостепенную роль в стратегической политике Вашингтона.
«Участие Китая, вероятно, подтверждает замечания российского аналитика Василия Кашина о том, что эти учения следует воспринимать как открытое провозглашение российско-китайского военного альянса, – написал Бланк, в прошлом научный сотрудник Военной академии Сухопутных войск США. – Москва ранее стремилась к такому союзу, и сегодня нет никакой необходимости в официальном документе, таком как Вашингтонский договор о Североатлантическом альянсе, чтобы удовлетворить требования России и Китая в отношении военного сотрудничества».
В последние годы отношения между Пекином и Москвой стали чрезвычайно теплыми и сердечными. В кулуарах нынешнего Восточного экономического форума пройдет личная встреча между Си Цзиньпином и Владимиром Путиным. Переговоры, по всей вероятности, будут касаться расширения экономического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а также установления более тесных военных связей, о чем свидетельствует предстоящая передача Народно-освободительной армии Китая передовых российских истребителей Су-35.
Японский премьер-министр Синдзо Абэ может оказаться «между двух огней» в результате формирования этого военного альянса. Его правительство уже высказывало тревогу по поводу наращивания российского военного потенциала на Дальнем Востоке. В ответ Токио также укрепляет свои вооруженные силы.
Недавно появились сообщения о том, что японские аэрокосмические компании могут сыграть ключевую роль в создании нового истребителя в сотрудничестве с Lockheed Martin. Эта машина предположительно объединит высокотехнологичные функции истребителей F-22 Raptor и F-35.
Еще одним важным сигналом для Китая и России будет тот факт, что Токио остается ближайшим региональным союзником Вашингтона и имеет первостепенное значение для Азиатско-Тихоокеанского альянса во главе с США, в который также входят Австралия, Индия и Южная Корея.
«В конечном итоге, как Москва, так и Пекин рассматривают учения «Восток-2018» как сигнал Вашингтону о том, что их не устраивает американское доминирование в международных делах», – пишет на страницах The National Interest Себастьян Роблин, магистр конфликтологии из Джорджтаунского университета и бывший инструктор Корпуса мира в Китае.
Над Владивостоком, куда пока не прибыл ни один из гостей Путина, уже почти видна темная тень, обретающая зловещие очертания.
Читайте также
Последние новости