Китай и Россия будут расширять военное сотрудничество, проводя стратегические учения и совместное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая Японское и Восточно-Китайское моря. С этой целью обе страны недавно подписали соответствующее соглашение.
По мнению ряда аналитиков, этот пакт превращает отношения обеих стран в альянс де-факто.
Для Китая это шаг неординарный, поскольку Пекин всегда проводил дипломатическую политику, предусматривающую отказ от вступления в альянсы.
В последнее время и Пекин, и Москва активизировали свое политическое, экономическое и военное сотрудничество, чтобы противостоять давлению со стороны США и их союзников.
Одним из примеров этого является недавно подписанное соглашение о совместной разработке российских угольных месторождений.
Давно прошли времена Советского Союза; в китайско-российских отношения теперь наблюдается смещение в пользу Китая. Россия, ядерная сверхдержава со структурой экономики третьего мира, похоже, уже смирилась с тем, что она играет подчиненную роль в качестве экспортера сырья для Китая Си Цзиньпина.
Алексей Муравьев, доцент кафедры изучения вопросов национальной безопасности и стратегических исследований университета Кертиса в Перте (Австралия), считает, что называть отношения Москвы и Пекина альянсом де-факто пока рано;
вместо этого он предпочитает описывать нынешнее состояние военно-политических отношений между Россией и Китаем как «почти союз».
Муравьев считает, что укрепление китайско-российского партнерства может стать «основным фактором, который будет формировать геополитический и геостратегический ландшафт Индо-Тихоокеанского региона в ближайшие десятилетия». По мнению эксперта, статус «почти союзников» России и Китая связан с совпадением их геополитических и военно-стратегических интересов. На самом деле оба этих авторитарных правительства заинтересованы в противодействии политики «двойному сдерживания», которую проводит Вашингтон.
Однако Муравьев не считает, что русские и китайцы предпримут совместное воздушное и военно-морское патрулирование в спорном Южно-Китайском море. Пекин претендует почти на 90% территории этого моря. «На данный момент совместная деятельность России и Китая будет ограничена районами западной части Тихого океана. Но совместные воздушные и морские операции будут проводиться регулярно», — сказал он.
Тем не менее, ученый не исключает возможности того, что эти операции могут расшириться дальше на юг, до Гуама (где расположены американские военные объекты), и, возможно, достичь Индийского океана. «Русские, демонстрируя поддержку деятельности Китая в Южно-Китайском море, проявляют осторожность», — пояснил Муравьев, отметив, что обе страны не проводили военно-морских учений в этом регионе с 2016 года.
«Если Москва и Пекин решат бросить вызов пакту AUKUS, Южно-Китайское море может стать зоной геостратегической конкуренции», — добавил он. AUKUS — это трехстороннее соглашение между США, Великобританией и Австралией, которое позволит Канберре строить АПЛ для своего флота с использованием американских технологий и ноу-хау.
Многие аналитики рассматривают AUKUS как новый инструмент для сдерживания геополитического усиления Китая и полагают, что это может показать, где проходят границы сотрудничества между Москвой и Пекином. В отличие от США и Австралии, Кремль не хочет продавать свои лучшие АПЛ китайцам, у которых подводные лодки более шумные и менее совершенные, чем российские и американские аналоги.
Читайте также
Последние новости