Следующая новость
Предыдущая новость

Очередной российский нефтяной бум происходит в Арктике

05.04.2019 22:01
Очередной российский нефтяной бум происходит в Арктике

Без сомнения, одной из главных проблем XXI века является изменение климата, и для большинства стран глобальное потепление представляет серьёзную угрозу. Россия, однако, нашла положительные стороны в изменении климата и постепенном уменьшении ледяного покрова Арктического региона. В своей арктической стратегии эта евразийская страна стремится обеспечить преимущества в области энергетики и обороны, а также способствовать развитию Северного морского пути в качестве альтернативного судоходного маршрута.

Россия обладает огромными запасами нефти и газа в Арктике. Если говорить о технически извлекаемых запасах, регион содержит до 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Наибольшая доля этих полезных ископаемых приходится на российскую зону – 48 миллиардов баррелей нефти и 43 триллиона кубометров газа, что составляет 14 процентов нефтяных и 40 процентов её газовых запасов. Но несмотря на глобальное потепление, суровые погодные условия в арктическом регионе требуют специализированной инфраструктуры для добычи и транспортировки нефти потребителям.

Подпись к изображению: Зелёной штриховкой обозначена российская заявка на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане; синей сплошной линией – 200-мильная исключительная экономическая зона; красной сплошной линией – согласованные границы

Россия рассматривает Арктику как стратегическое направление, в которое она готова инвестировать значительные средства, чтобы закрепить за собой самую большую и важную часть территории. Москва успешно обосновала свои требования утверждениями о том, что структура коры хребта Ломоносова соответствует прилегающему континентальному шельфу России, и это дало ей исключительное право эксплуатировать значительную часть арктического региона. В рамках данной стратегии в 2007 году к Северному полюсу была направлена научно-исследовательская экспедиция «Арктика».

Москва расширяет свою арктическую инфраструктуру за счёт огромных инвестиций, которые затмевают вложения остальных прибрежных государств. Если другие арктические страны не начнут инвестировать в критически важные инфраструктурные объекты, такие как гавани, аэропорты и ледоколы, вскоре они могут оказаться проигравшими в новой гонке к Северному полюсу.

Несмотря на значительные инвестиции, добыча нефти и газа оказалась далеко не лёгкой задачей для российских энергетических компаний. Можно упомянуть некоторые проекты, показавшие положительные результаты, такие как «Ямал СПГ» «Новатэка» и «Новый порт» «Газпром нефти». Однако действия других компаний, например, «Роснефти» и Exxon, оказались менее успешными вследствие санкций.

Завершение существующих объектов было бы невозможно без обширной арктической инфраструктуры. Завод «Ямал СПГ» построен в условиях вечной мерзлоты на тысячах свай различной формы, что является первым проектом такого рода в мире. Для доставки СПГ также потребовалось новое судно – танкер-ледокол. Корабль может плыть при толщине льда до 2,1 метра и преодолевать наихудшие условия арктической погоды.

В свою очередь, «Газпром нефти» в рамках проекта «Новый порт» предстояло решить уникальные задачи в регионе, где температура может опускаться ниже минус 50 градусов по Цельсию. Нефть, добываемая на Новопортовском месторождении полуострова Ямал, направляется по 100-километровому трубопроводу к терминалу «Арктические ворота» в бухте Новый Порт. Из-за мелководья нефть переправляется на расстоянии трёх километров от берега по водам Обской губы к сооружению высотой 80 метров по подогреваемым трубопроводам для поддержания текучести.

Затем «чёрное золото» закачивается на специализированные ледокольные суда снабжения, которые доставляют его в Мурманск по Северному морскому пути для погрузки на плавучее хранилище, перевалочный нефтеналивной танкер-накопитель «Умба», пришвартованный в Кольском заливе. «Умба» может позволить одновременную стоянку кораблей с обеих сторон, что позволяет переправлять нефть на суда, не являющиеся ледоколами. Таким образом, компания может быстро вернуть ледокольное судно в Обскую губу, чтобы забрать очередной груз и повысить эффективность.

По словам председателя правления «Газпром нефти» Александра Дюкова, в подобных вопросах логистика играет жизненно важную роль, позволяя производить транспортировку нефти через Карское море независимо от погодных условий. Строительство таких ледоколов было важным условием эффективного развития Нового порта, подчеркнул Дюков.

Для дальнейшего продолжения деятельности в экстремальных климатических условиях российский энергетический гигант в прошлом году заказал ещё одну пару мощных ледокольных судов снабжения – «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». В свою очередь, «Роснефть» заказала четыре многоцелевых ледокольных судна снабжения, которые будут поставлены в конце 2019 года и в первой половине 2020 года. Судя по масштабам инвестиций, энергетические компании, похоже, делают большие ставки на российскую арктическую стратегию. Ледокольные суда являются неотъемлемой частью этой деятельности.

Источник

Последние новости