Следующая новость
Предыдущая новость

Небесная мелодия

Небесная мелодия

В Сургуте завершился третий епархиальный фестиваль колокольных звонов «Звоны Югры». Свои музыкальные способности проявили 32 участника из трех благочиний епархии: Сургута, Нижневартовска и Нефтеюганска. Играли они на 13 колоколах, вес которых от восьми килограммов до 6 тонн! Победу в фестивале звонарей в этом году присудили сразу трем участникам: Максиму Окладову из Сургута, Николаю Якимову из Нижнесортымского и единственной девушке – нашей коллеге Анастасии Аладинской.

Свой почерк

«А чего дома сидеть?» — обычно отшучивается Настя, когда в очередной раз кто-то удивляется ее способности успевать все: работать, путешествовать, уделять время семье и друзьям, заниматься спортом и даже иногда спать… Но о том, что ведущий журналист Сургута, которая несколько лет проработала на местном телевидении, а недавно влилась в коллектив «Сургутской трибуны», еще и звонарь при храме Преображения Господня – знали немногие.
— Примерно полтора года назад шла по улице и услышала звон колоколов. Мне, как журналисту и музыканту (Настя окончила колледж русской культуры им. А.С. Знаменского по классу фортепиано. – Прим. авт.), стало интересно, кто это играет и как получается такой красивый звон. А потом записалась в школу звонарей при соборе Преображения Господня. Изначально думала, что это просто, но когда попробовала, то поняла, что многому в музыке предстоит учиться заново, – вспоминает Настя.
Теперь ее почерк узнают не только читатели, но и слушатели. Каждое воскресное утро (если нет редакционного задания) Настя отправляется в храм. Там на колокольне она доносит до людей только радостную весть — служба начинается. Именно об этом журналист мечтает на основной работе.
— Я не люблю однообразия. На колокольне ты никогда не сыграешь мелодию одинаково, она всегда будет отличаться ритмом, звучанием. Все зависит от внутреннего состояния звонаря. Приходишь в хорошем настроении и делишься этим с людьми. Звон получается громкий, радостный. Приятно всегда видеть, что внизу стоят люди, которые слушают тебя. Когда настроение плохое, то и мелодия получается тихая, спокойная, — откровенничает лучший звонарь Югры.
Настя стала единственной девушкой среди победителей фестиваля. Как говорят опытные звонари, в этом деле нужно иметь не только музыкальный слух, но и физическую силу.
— У меня часто одна рука немеет, потому что напрягаю ее сильно, а если забудешь надеть перчатки, то бывает, что канаты до крови натирают руки, – рассказывает Настя, показывая мозоли на пальцах. – Но звонари об этом не думают, самое главное – это сам процесс, от которого я получаю много положительных эмоций.

Люди-оркестры
Колокола — один из немногих инструментов, для игры на которых изначально не нужно знание музыкальной грамоты. Здесь нет привычных для исполнителей клавиш или нотного стана — от «до» до «си». Считается, что главное — чувствовать ритм.
— Тем, кто умеет играть на барабанах или пианино, намного проще, — рассказывают участники епархиального фестиваля «Звоны Югры». — Конечно, многие приходят осваивать колокольную грамоту, не имея за плечами никакого музыкального образования, возможно, даже и слуха. Но им тяжелее. Им все равно нужно будет учиться выстраивать мелодию: чтобы все звучало гармонично, нужно изучить разные ритмы, уметь синхронно управлять всеми этими колоколами — в этом участвуют и руки, и ноги. Это непросто. Не зря звонаря называют человеком-оркестром. Сами музыкальные произведения – это почти всегда импровизации, хотя у каждого исполнителя есть какие-то заготовки – как начинать или как заканчивать звон, есть любимые мелодии.
Такой профессии, как звонарь, в России пока что не существует. Пока это только хобби.
— Я работаю в нефтяной сфере вахтовым методом. Сам из Нижнесортымского. На колоколах учился звонить самостоятельно. Просто заинтересовался этим процессом, хотя вообще никогда не был музыкантом. У нас звонница в поселке очень сильно отличается от сургутской — колоколов меньше, и они по-другому скомпонованы друг с другом, нет дополнительных педалей с огромными благовестами (самые крупные колокола). На колокольне храма Преображения Господня у звонарей больше возможностей для творчества — можно сыграть более разнообразные, более красивые мелодии, – рассказывает Николай Якимов.
Конкурс звонарей в Югре проводится в третий раз. Такие соревнования для исполнителей на колоколах – как глоток свежего воздуха: здесь можно подслушать друг у друга какие-то музыкальные «фишки», чтобы затем сделать свой звон более разнообразным. На фестиваль собралось около 30 человек — из Нижневартовска, Нефтеюганска, Ульт-Ягуна, Солнечного и Нижнесортымского. В этом году участников разделили на две возрастные категории — младшую и старшую. Каждому исполнителю на выступление дали три минуты.
— Этого времени достаточно, чтобы сыграть красивую мелодию с завязкой, кульминацией и развязкой. Больше и не нужно – руки устают, как после тренировки в спортзале. Кстати, у нас у всех очень сильные руки, — говорит выпускница сургутской школы звонарей Вероника Макрий.

Колокола, которые берегут
Сургутская школа звонарей — крупнейшая в местной епархии. Она действует уже на протяжении десяти лет. Появилась в период, когда звонарей в городе стало катастрофически не хватать. Школу основал Алексей Бараболя, который сам перенимал опыт у одного из лучших мастеров России — Владимира Покровского из Архангельской области. Теперь новичков набирают каждую осень. Сегодня наставники могут без труда по звуку узнать своих выпускников, у которых за годы обучения сформировался особенный музыкальный стиль.
— У сургутских звонарей особенный звон. У нас в основном звонит молодежь, она любит звон быстрый, радостный, активный, «торопящийся». Наши звонари словно торопятся донести благую весть до людей. Каждый, конечно, вносит что-то свое. Мелодия зависит от характера. При этом ест разные виды звона — будничный, праздничный, встречный, авторский, — рассказывает руководитель сургутской школы звонарей, иерей Алексей Бараболя.
В Сургуте занятия проходят на колокольне собора Преображения Господня — уникальной в Югре. Здесь находится самый большой в регионе колокол — благовест весом около 6 тонн. Его называют Сургутским Царь-колоколом. Всего же колоколов 13. Каждый год мастера проводят их техосмотр — подкручивают крепления, проверяют, не появились ли трещины.
— Сильно бить в колокола нельзя. Этот инструмент требует бережного отношения. У колоколов очень хрупкая «юбка» — часть, по которой бьет язычок. В сильные морозы, например, мы их бережем. Наши колокольни молчат, когда на улице минус 300С. Был случай, когда пришлось менять полностью колокол, потому что в нем появилась трещина. Тогда нам новый в Москве отливали, — поясняет звонарь собора Преображения Господня Игорь Кудрявцев.
Был период в России, говорят звонари, когда начал набирать популярность так называемый «электронный звонарь», который автоматически, в нужное время, вызванивает заданную мелодию. Однако музыканты не признают такого бездушного «коллегу». Впрочем, до Сургута и Югры в целом такая тенденция вряд ли дойдет, убеждены звонари. Здесь своих мастеров хватает. Они готовы ради этого ходить с перебинтованными пальцами, бесконечными мозолями и в шумоизоляционных наушниках; приезжать раньше всех в храм и задерживаться после служб, чтобы встречать и провожать прихожан радостным колокольным звоном.

Источник

Последние новости