Накал страстей на процессе, который проходит в Арбитражном суде, где рассматривается иск «Роснефти», «Башнефти» и минземимущества Башкирии к АФК (Акционерная финансовая корпорация) «Система» и ее «дочке» «Система-инвест», похоже, достиг предела.Как передали сразу несколько изданий, что следят за этим процессом, судья посчитала нонсенсом прозвучавшее в суде выражение представителя АФК «Система» о том, что представители истцов «солгали». Многие эксперты уже выразили крайнее удивление поведением ответчиков в суде. Представитель Роснефти Михаил Леонтьев рассказал «МК» некоторые подробности этого процесса и высказал свое видение происходящего.
Напомним, в башкирском арбитраже продолжается процесс, в ходе которого истцы пытаются взыскать с ответчиков 170,6 млрд руб убытка за реорганизацию «Башнефти». Состоялось четыре заседания. Уже по итогам первых дней процесса «Роснефть» сделала заявление о «глобальном давлении» со стороны представителей истцов на суд.
В частности, издание «ФедералПресс», описывая происходящее в зале суда 9 августа, сообщало, что «после нескольких часов заседания представители ответчиков назвали текущий судебный процесс «шоу», а состав суда – «незаконным». Издание привело цитату из заявления в суде представителя «Системы-Инвест»: «Show must go on. Я выступаю для СМИ, а не для суда. Мы устали от башкирского правосудия. От нашего удаления ничего не изменится, решение будет не в нашу пользу. Незаконный состав не может продолжить дело, в данном суде принципы устности и гласности игнорируются и судьей, и председателем суда» – заявил он .
На очередном заседании, состоявшемся в пятницу, как передает издание mkset.ru, страсти разгорелись вокруг документа, который суду представила АФК и «попросила суд приобщить к материалам дела протокол заседания рабочей группы некоего проекта «Сатурн». Это, по мнению ответчиков, является доказательством того, что акции «Башнефти» планировалось вывести на IPO.
Это документ несуществующего в Башнефти органа, составлен по адресу АФК «Система» ул. Моховая, 13, - пояснил представитель «Роснефти» в своем возражении на ходатайство. – Он подписан и заверен представителем АФК «Система», представлен в суд АФК «Система», в связи с чем странно говорить о том, что это документ. В этом странном документе, источник которого не известен, не указана связь между реорганизацией и подготовкой IPO. Нет такой нормы права, которая бы закрепляла право господина Евтушенкова подписывать не принадлежащие ему документы, которые АФК «Система» выдает за документ «Башнефти». Ответы ответчиков на наши вопросы и на вопросы суда как были путаными, так и остаются».
А представители ответчиков ничего лучше не придумали, как заявить: «Они солгали!». Этого судья уже не выдержала:
− Я не понимаю, вы такие заявления делаете для СМИ? Я удивлена, ведя это дело. Я очень удивлена, что имеются такие представители, которые допускают такие выражения, - прервала представителя судья Нурисламова. - В нашем суде (я имею в виду Арбитражный суд Республики Башкортостан, уж не знаю, как вы это трактуете) такое поведение - редкость. Если в этом заключается ваша правовая позиция, оценка этому будет дана общественностью. Очередной раз призываю вас вести себя корректно.
За происходящим в башкирском арбитраже с изумлением наблюдают многие эксперты. Так, доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский рассказывал «НГ» следующее: «позвонил мой коллега, профессор одного из уфимских вузов. Говорит, в зале, где рассматривается дело «Роснефть» vs. «Система», какой-то сюр и трэш.». По мнению Кричевского, «истерика началась после того, как владельцам «Системы» стало понятно, что аргументов у них нет и через несколько часов судья признает убытки, которые они нанесли когда-то «Башнефти». «А это значит, – говорит эксперт, – прощай свободный денежный поток, МТС, МГТС».
А директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко высказался о происходящем так: «В экспертном сообществе ни у кого не вызывает сомнений, что адвокаты «Системы» выдумывают все новые методы, позволяющие им затянуть процесс. Причём, такое ощущение, что одним из главных мотивов для них является самолюбование, стремление закрепить за собой славу профессионалов в области юридической казуистики. К процессу «Роснефть» против «Системы» приковано всеобщее внимание; это, наверное, самый громкий процесс в современной России. И адвокаты ответчиков, безусловно, хотят сделать себе на нем имя».
«МК» попросил пресс-секретаря «Роснефти» Михаила Леонтьева пояснить, что происходит в этом процессе.
− Михаил, поясните суть претензий к АФК «Система»
− Я хочу отметить, что истцом в этом процессе является не «Роснефть». Истцом является «Башнефть». А мы являемся в суде соистцами в интересах нашего актива, то есть, «Башнефти». Мы доказываем, что ответчики никогда не относились к «Башнефти», как к собственному активу. А относились как захватчики. Как сказал наш представитель, если бы не 2014 год, они бы ее до нитки обобрали, от нее бы вообще ничего не осталось.
− Что они сделали?
− В результате реорганизации они обменялись активами таким образом, что повесили на «Башнефть» кредит, который брали на ее покупку. И «Башнефть» по сути выплачивала из своей операционной прибыли деньги, за которые ее купили. Туда ни копейки не вложили, но вырвали реальные активы, имеющие стоимость. То есть, уменьшили капитальную стоимость компании, при этом за деньги самой «Башнефти». Вот в этом экономическая суть иска.
− А какова позиция ответчиков?
− Они сформулировали свою позицию так: все наши действия — это действия собственника, который может делать со своим активом все что угодно. Но мы-то говорим: нет, ребята, вы захватчики. Они говорят: у нас в правом кармане куча денег, а в левом их нет. Но это наш карман и это не ваше дело. Это логично с точки зрения собственников. Но лояльный собственник так не поступает. Ведь что они сделали с Башнефтью? Они просто высасывали из Башнефти соки.
− Между тем, ответчики заявляли, что у них «безупречная юридическая позиция»..
− Да уж. И раскрылась она за время четырехдневной сессии заседаний во всей красе. Их тактика очевидна: Первое - дискредитация суда. И второе — это затягивание процесса до бесконечности.
− Как это проявляется?
− Это - заявления что этот суд незаконный, ежедневные отводы, иногда по нескольку в день. Их высказывания: «в этом суде мы точно проиграем», «мы выступаем не перед судом, а перед СМИ, потому что выступать перед этим судом бесполезно» и, наконец, вершина: «нам надоело это башкирское правосудие». Также они множат бесконечное количество своих представителей, которые выступают с одинаковыми по содержанию ходатайствами, просьбами и заявлениями и суд должен постоянно их рассматривать.То, что судья отвергает эти бессмысленные запросы, дает надежду на то, что этот суд когда-нибудь все таки закончится.
− Для чего все это нужно, как вы думаете?
− Нет никаких признаков, что они вообще добиваются какого-то судебного решения. Что можно в данном случае логически подозревать? Что они тянут суд, добиваясь каким-то путем, чтобы кто-то сверху вынес какое-то решение вне правового поля. Еще одно доказательство этого — это непрерывное обращение в какие-то инстанции. Причем, идет процесс, а они обращаются в надзорные инстанции, в Верховный суд, к председателю Верховного суда, в Администрацию президента.. . Это на мой взгляд абсолютная юридическая дикость - суд независим, легально вмешаться в процесс никто не имеет право.
− Еще раз подчеркиваю: это арбитраж - самая обычная цивилизованная форма решения коммерческих споров, где все стороны равны. И они равны не только формально, а реально — по финансовым возможностям, возможностям доказывания. Мы побольше, конечно, компания, но по сути это совершенно равные субъекты. Видимо, люди совсем не понимают что такое правосудие.
− Что еще происходит в суде?
− Да там просто какая-то шизофрения. Причем, не только юридическая, но и экономическая. Например, представитель «Системы» заявил в суде, обосновывая свое требование назначить независимую экспертизу, дескать, мы не понимаем финансовых показателей. Но они уверены, что любой независимый эксперт примет их сторону. Но возникает вопрос: на каком основании ваша уверенность держится? Вы договорились с экспертами или рассчитываете на их какую-то заведомую лояльность к «Системе»? И еще один вопрос: АФК — это финансовая корпорация. Как же они тогда работают? Что они там вообще вытворяют? Эти люди нам заявляют, что они не понимают, как можно создать убытки в 106 миллиардов рублей (в 106 миллиардов «старыми» рублями, подчеркиваю, почему там сейчас 170). А как выплачивать сумасшедшие деньги в виде дивидендов в почти 150% от чистой прибыли, это они легко понимают. Что тут можно сказать? Так производственные компании не работают, это кровопускание.
Читайте также
Последние новости