Прошло почти полвека, а он до сих пор в деталях помнит тот день, когда впервые «как рванул на Север подзаработать»: прилетел в Тюмень из Киева 28 января 1975-го. Уже через год молодой специалист Дмитрий Кулинич оказался в Сургуте. Сначала строил железную дорогу из Тюмени в Тобольск, а затем и в наш город. Так собственными руками и проложил себе путь в Сургут, где и по сей день трудится в строительной сфере. Дмитрий Кулинич – один из самых опытных и преданных делу газосварщиков компании «Сибпромстрой», здесь он работает последние 20 лет.
От серых пятиэтажек до ярких высоток
Строил «Тюменскую БАМ» – югорскую железнодорожную магистраль, которая активно закладывалась в 1960–80-е годы, когда стало понятно, что недра Западной Сибири содержат крупнейшие в стране запасы нефти. Новая железная дорога была объявлена Всесоюзной комсомольской стройкой. Дмитрий Кулинич присоединился к освоению Тюменского севера в 1975 году. Планировал задержаться на пару лет. Был убежден, что потом вернется на родину вместе с товарищами, которые разлетелись по стройкам Советского Союза. Даже дали друг другу обещание: встретиться в Москве на Олимпиаде 1980 года.
– В 1974 году я только из армии вернулся. Сам я родом из Украины, родился и вырос в Белоцерковском районе Киевской области. Моя первая работа – сборщик автопокрышек на шинном заводе. Однажды мой товарищ Мишка предложил: «А поехали БАМ строить!». Я и согласился, а чего теряться? Мы написали заявления на увольнение с завода, только Мишка его в последний момент забрал, видимо, испугался ехать в неизвестность. А я подумал: чего мотаться туда-сюда? Решил, значит – еду! Перед вылетом обдумал варианты, предложили мне отправиться строить трассу Тюмень – Новый Уренгой. Вот так 28 января 1975 года я и прилетел из Киева в Тюмень. Строил сначала дорогу до Тобольска, потом до Сургута. Тут и остался работать, в тресте «Сургутнефтеспецстрой», – вспоминает Дмитрий Кулинич.
Здесь встретил супругу, воспитал сына. На его глазах небольшой вахтовый городишко превращался в крупнейший город региона, экономическую и промышленную столицу Югры. И его вклад в это можно лицезреть. Сейчас Дмитрий Кулинич участвует в строительстве гражданских объектов – жилищных комплексов, до этого много лет посвятил возведению промышленных объектов. Строитель признается, что даже не успел оглянуться, как Сургут архитектурно оброс. Серые панельные пятиэтажки ушли в прошлое, теперь улицы украшают высокие и пестрые многоэтажные дома. И, конечно, опытным глазом Дмитрий Кулинич подмечает, как в лучшую сторону изменилось благоустройство Сургута. Вряд ли кто-то сейчас передвигается по городу по деревянному настилу и носит болотные сапоги.
– А ведь было и такое. Куда не взглянешь – балки да канавы, – вспоминает наш герой. – Город очень сильно преобразился. Мои ровесники прекрасно помнят, как с 25-го микрорайона в район Энергетиков по деревянным тротуарам ходили в болотниках. Идешь – а вокруг одни деревянные постройки. Когда в 1990 году получил квартиру на улице Мелик-Карамова, то у нас во дворе возле мусорных баков частенько гуляли коровы и лошади. Сейчас бы молодежь этому сильно удивилась. А тогда в районе универмага «Сургут» жили в основном рыбаки, они и держали скот. Животные свободно передвигались по городу, могли полежать на газоне или проезжей части. Так что город даже за последние два десятка лет до неузнаваемости преобразился. Молодому поколению сургутян повезло больше, чем нам, – признается Дмитрий Кулинич.
Товарищи строители
В Сургут Дмитрий Кулинич попал в 1976 году. Железнодорожные пути на Ямал прокладывали уже без него. Молодой парень не боялся тяжелой работы и решил задержаться в привлекательном городе, где вовсю трудились нефтяники. Дмитрий устроился в трест «Сургутнефтепромстрой». Первые годы принимал участие в строительстве площадок под будущие объекты Сургутнефтегаза, а потом и вахтовых поселков. Прекрасно помнит то время, когда на месте нынешнего Лянтора еще лежали плиты, и нефтяники только приступили к освоению территории.
– Тяжело было. Работы для строителей много. В тайге, считайте, трудились. Но мы же были все молодые – сильные и амбициозные. Была в этом всем даже своя романтика. Знакомились друг с другом, создавали семьи, заводили хороших друзей и товарищей. Много здесь тогда интересных ребят трудилось. Все из разных уголков большого государства приехали, – вспоминает Дмитрий Кулинич. – А в 1980 годы вообще бетонные плиты укладывали в Лянторе. Никакого города там еще, конечно, и в помине не было, только небольшой хантыйский поселок. Потом уже, чуть позже, дом культуры там возводили. Вот так быстро прирастала Югра городами, со всеми необходимыми для жизни людей социальными объектами.
О себе ветеран труда и обладатель медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» Дмитрий Иванович говорит скромно. Во время беседы с журналистом не раз поправлял: «Я же не строитель, я простой газосварщик. Мое дело за малым – детали предоставлять». А вот коллегами по цеху искренне восхищался. Кстати, есть у него товарищи, с которыми начинал работать 40 лет назад и трудится по сей день на одном предприятии.
Строители своих не бросают
В 1997 году Дмитрий Кулинич перешел от нефтяников в одну, на тот момент – еще небольшую строительную фирму. Опасений за будущее не было, на работу пригласили друзья. Есть среди строителей того поколения братская поддержка: прошедшие вместе много и закаленные той самой романтикой всесоюзных строек, а на деле тяжелым трудом и бытом в общежитиях, своих не бросают и сегодня.
– В 1997 году пришел устраиваться к Николаю Сторожуку (соучредитель строительной компании «Сибпромстрой». – Прим. автора). Он у нас в Сургутнефтеспецстрое когда-то мастером был. Мы даже в одном общежитии жили. Не страшно было переходить.
Рабочие всегда нужны. Я тогда уже был опытным газосварщиком. Зашел к Сторожуку, а он на меня смотрит и говорит: «Ну, раз ты к нам переходишь, тогда мы и подземку начнем сами делать». Потому что в Сургутнефтепромстрое вместе этим занимались, устанавливали КНС, ДНС, затем водопроходы и пенотушение тянули на ЗСК. До меня этого в компании не делали, а с моим приходом – все своими силами. Потом уже приступили к застройке микрорайона 20А, это был мой первый опыт участия в строительстве жилых домов, – вспоминает Дмитрий Кулинич.
Дело жизни его давних товарищей достигло масштабов крупнейшей в регионе строительной компании. Сам Дмитрий Иванович сегодня трудится по своей основной специальности – газосварщиком на Сургутском заводе железо-бетонных изделий, который входит в холдинг «Сибпромстрой». Контролирует изготовление железных поручней и прочих металлических деталей, которые как пазлы дополняют многоэтажные дома.
Наш герой отмечает, что изменился город, изменился профессиональный статус славного поколения сургутских строителей, но неизменным осталось одно – взаимовыручка и совестное отношение к делу.
– Молодежь сейчас избалована, не хочет руками работать. Все хотят сидеть за компьютерами. А мы гордились своим трудом. Посмотрите, какой регион отстроили! И это все заслуга людей. Хотя без грамотного управленца ничего не получилось бы. Руководители компании «Сибпромстрой» Николай Сторожук и Владимир Кожаев (председатель совета директоров компании «Сибпромстрой». – Прим. автора) – гении. С нуля подняли такое мощное производство. Держать большой коллектив на плаву, быть ответственным за каждого рабочего и в то же время за качество своих домов – непросто, тут талант нужен, – уверен Дмитрий Кулинич.
Есть у Дмитрия Ивановича мечта – уехать на пенсию к сыну в Самарскую область. В свой дом на Большой земле. Строительство уютного домика поручит наемной бригаде, но процесс возведения обязательно проконтролирует на всех этапах. В завершение беседы он еще раз напомнил: «Я не строитель, я простой газосварщик». Вот только мы теперь знаем, что таким «не строителям» Западная Сибирь сегодня обязана железной дорогой, Югра – промышленными и социальными объектами.
Читайте также
Последние новости